Законопроект о суде присяжных

���������� ���� ������ ������������������ ���������� ���������������� ���������� 40 ���������� ��������������������

Законопроект о суде присяжных

������������������������ �������������������� �������� ������������ ���������������� �������������� ������������������ ����������������������, �������������� ���������������� ������������������ �������������������� ���������� ������������������.

�� ����������, ���� ������ ������������, ���������������� ���������� ���� ������ ������������������ ���������� ���������������� ���������� 40 ���������� ��������������������.

���� �������� ������������������ ���������������� �������������� �� ���������� ������������, �������������� ���������� ������������������������ �� ������������������ ������������ “�������������������� ������������”.

“���������������������� ���������������� ���������������������� �� �������������������� ���������� �������������������� �������������������������������� �� ���������������� ������������������ ����������������������, ������������������ �� ���� ���������������������� �������� ������������������ ������ ���� ���������� ������������ �������������������������� �� �� �������������������������� �� ���������� �������������������������������������� �� �������� �������������������������� ������������������������, �� �������������������� �������������� ���������������������� ����������������, ������������������������ ������������������������������ ����������, – �������������� ���������������� ��������������. – ������ ���������������� ���������������� ���������� 40 ������. �������������������� ������������������������������ ������������ ���� ������������������������ ���� �������� ���������� �� ���������������� ������������������ ����������������������”.

���� ����������������, ������ �� 1 �������� 2018 �������� �� ���������������� ���������������� ���� ���������� ������������������ ���������������������� �� ���������� ������������������ ������������ ������������������������������ ������������������ �������� ���� ���������������� ������ ������������������������������ ������������������ (��. 1 ����. 105 ���� ����) �� ���� �������������������� �������������������� �������������� ���������� ����������������, ������������������ ���� ���������������������������� ������������ ������������������������ (��. 4 ����. 111 ���� ����).

“�� 2019 �������� ������������ �� ���������������� ������������������ ���������������������� ���������������������� ������������������ �������� �� ������������������ 1031 �������� (�� ������ �������� ������������, ������ �� 2018 ��������, ���������� �� �������� ������������������ �������� ���������������������� ������������������ �������� �� ������������������ 522 ������). ���������������� 783 �������� ������ 76 ������������������, ������������������ 242 �������� ������ 24 ����������������. �� ������������������ 6 ������ �������� ��������������������, – �������������� ���������������� ��������������. – ���������������� �� ���������������� �������������������������� ������������������ �� ������������������ 155 ������ ������ 20 ������������������ �������������������� �� ���������������������������� ������������������ �� ������������������ 120 ������ ������ 50 ������������������ ����������������������”.

������ �������� ���������������������� ������ ������������ �������������������� �������� ���������� ���������������� ������������������������ ������������������ ����������������-������������������������������ �������������������������������� (70 ������������������) �� ������������������������ �������������������� �������������������� ������������ (28 ������������������)”.

���� ��������������������, ������ �������������������������������� �������������������� ���������������� �������������������� ������ �������������������� ���������� 2 ���������������� ���� ���������� �������������������� �� �������������������� ��������������������, ������������ ���� ���������� ������������������ ������������������������ ������������ �������������������������� ������������������ – ������������ 38925, 38927 ������ ���� (���������� ��������������, ���������������������������� ������������������ ���� �������� ���� �������������������� ���� ������ ������������������, ������ �������� ���������������� ������������������������������, – ��������. “����”).

“�� �������� ���������� �������������� ������������������, ������ ���� ������������������ �������������������� ������������ ���������� 13 ������ 1993 ��������, ���������������� �� ������������������ ���������������� ������������, ������������������������������������ ���������������� �� ������������ �������� �� ���������������� ������������������ ����������������������, �� �������������� ���������������� ���� ����, ������ “���������� ���� ���� ������ �������� ������������������������, ���������� ���� ���� �������� ������ ����������������, ������ ���� ���� ������������ �������� �������������������� ������������������������, �� ������ ���������� �� ������������, �������������� �������������� ������ – ���� ������ �� ������������������ ������������������������, ���� ������ ����������������������������, ���� ������ ������������������ – ���� �������������� ���������������������������� ������������������, �������� ���� ���������� �������������������� ��������������������������”, – �������������� ���������������� ��������������.

�� ���������� �� �������������������� �������������������� ������ ���� ���������������������������������� �������������������������������� �� �������������������������������������� ���������������� ���������������������� ������, ������������������������ �� ���������������������� ����������������-���������������������������� ��������������, ���������������������� ���������� ������ �� ������ �������� – �� 1 ���������������� 60 ���������� ���� ������������������ ���� 1 ������������ 1999 �������� ���� 493,3 ������������ ���� ������������������ ���� 1 ���������������� 2020 ��������. �� 1 ������������ ���������������� �������� ���������������������� ���������������������� ���������������������� ���� 30,6 ������������ ������ ������ ���� 6 ������������������.

������������ ������������������������ �������������������� �������� ������������ ������������������ ���������������� �������������� �� ������������������ ������������ “����”.

Источник: https://rg.ru/2020/10/13/pravo-na-sud-prisiazhnyh-mogut-poluchit-okolo-40-tysiach-obviniaemyh.html

В россии расширяется компетенция суда присяжных

Законопроект о суде присяжных

МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Суд присяжных в России с 1 июня существенно расширяет свою компетенцию — вступил в силу инициированный президентом России закон о поправках в УПК.  

Он включает три основные новеллы — возможность рассмотрения дел с участием присяжных заседателей в районных и гарнизонных военных судах, возможность рассмотрения дел присяжными в отношении женщин, а также мужчин старше 65 лет (ранее они не имели права на суд присяжных, поскольку к ним не может быть применен самый суровый вид наказания — пожизненное лишение свободы), а также расширяет число статей УК, дела по которым могут рассматривать присяжные. 

Суд присяжных в районных судах 

В связи с распространением суда присяжных на районные и гарнизонные суды дополнительно к подсудности присяжных отнесены уголовные дела по ч. 1 ст. 105 (убийство без отягчающих обстоятельств) и ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего). 

Кроме того, как пояснили ТАСС в Верховном суде, возвращена подсудность суду присяжных уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105 (убийство с отягчающими обстоятельствами), ч. 5 ст. 228.1 (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств в особо крупном размере), ч. 4 ст. 229.

1 (контрабанда наркотических средств организованной группой, либо в особо крупном размере, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст.

295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст.

357 УК РФ (геноцид), которые ранее были исключены из компетенции присяжных в случаях, если в качестве наиболее строгого вида наказания подсудимым не могло быть назначено пожизненное лишение свободы. 

Эти уголовные дела будет рассматривать суд в составе судьи районного или гарнизонного военного суда и коллегии из шести присяжных заседателей (и двух запасных). 

К подсудности уголовных дел суду присяжных на уровне областных и им равных судов (где в компетенции суда присяжных остаются действующие 19 статей УК по наиболее тяжким преступлениям, за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы или смертная казнь) дополнительно отнесены дела по этим же статьям в отношении женщин старше 18 лет и мужчин старше 65 лет. Но изменится состав этого суда — он будет состоять из судьи областного или приравненного в нему суда и коллегии из восьми присяжных заседателей (ранее — из 12 заседателей). 

Таким образом, вне компетенции суда присяжных остаются лишь уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет. 

Реформа суда присяжных 

Последнее десятилетие компетенция суда присяжных в России сокращалась.

В конце 2008 года из нее были исключены дела по девяти составам УК — теракт, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования, массовые беспорядки, госизмена, шпионаж, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсия, в конце 2010 года — уголовные дела, содержащие сведения о гостайне, и уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Госдумы и судей.

Позднее, после передачи 20 составов преступлений, включая дела о взятках, преступлениях против правосудия (неуважение к суду, незаконное привлечение или освобождение от уголовной ответственности), преступлениях против половой свободы и половой неприкосновенности, от областных судов в районные, они также вышли из компетенции присяжных. В итоге если до 2010 года суды присяжных рассматривали в год более 500 уголовных дел, то последние три года — чуть более 200 дел ежегодно. 

В декабре 2015 года Владимир Путин поддержал предложение, озвученное в ходе встречи с уполномоченными по правам человека и членами Совета по правам человека, расширить роли института суда присяжных и инициировал законопроект поправок в УПК.  

Масштаб реформы 

По оценке экспертов, число рассматриваемых с участием присяжных дел может увеличиться в 70 раз — до 15 тыс. в год. В первую очередь — за счет отнесения к компетенции присяжных дел по ч. 1 ст. 105 (убийство без отягчающих обстоятельств) и ч. 4 ст.

111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего). Ежегодно по ч. 1 ст. 105 выносятся приговоры в отношении 6–7 тыс. подсудимых, по ч. 4 ст. 111 — в отношении 5–6 тыс.

Теперь они имеют право ходатайствовать о рассмотрении их дел судами присяжных. 

Для реализации права на суд присяжных в районных и гарнизонных судах было оборудовано 2,3 тыс.

залов, включая совещательные комнаты и видеонаблюдение на пути к ним, чтобы обезопасить присяжных от возможного воздействия со стороны других участников процесса. Подготовку к новой форме работы прошли почти 7 тыс. судей и почти 9 тыс.

работников аппаратов судов, Генеральная прокуратура организовала образовательные семинары для гособвинителей во всех федеральных округах. 

Право на суд присяжных 

Как пояснили ТАСС в Верховном суде России, “возможность подачи ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных лицами, обвиняемыми в совершении преступлений, уголовные дела по которым с 1 июня 2018 года станут подсудны этому суду, будет зависеть от того, на какой стадии будет находиться в этот момент производство по делу. До назначения уголовного дела судом к рассмотрению обвиняемые будут вправе подать такое ходатайство”. УПК РФ предусматривает возможность апелляционного и кассационного обжалования решений, вынесенных судом с участием присяжных заседателей, с определенными ограничениями, установленными в законе. 

С учетом сокращения коллегии присяжных для обвинительного вердикта в районном суде (с коллегией из шести присяжных) нужно не менее трех присяжных, проавших за виновность подсудимого. 

Последние годы суды присяжных продемонстрировали, что они чаще выносят оправдательные приговоры, чем при рассмотрении дел в обычном порядке. В 2017 году из 318 тыс. подсудимых, чьи дела рассматривались судом в общем порядке, были осуждены 67% (212 тыс.), 0,9% (2,9 тыс.

) оправданы, в отношении 1,2% (3,9 тыс.) дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, в отношении 28% (90 тыс.) — по нереабилитирующим. 11% (23 тыс.) суды смягчили обвинение. С учетом дел, рассмотренных в особом порядке, в 2017 году были оправданы 0,3% подсудимых.

 

После вердиктов присяжных в 2017 году осуждены 446 человек, 52 (10%) оправданы. 

За последние 10 лет (2008–2017) суды присяжных рассмотрели 4139 уголовных дел. По их вердиктам 7680 человек (83%) были осуждены, 1544 (16%) — оправданы.  

Кандидаты в присяжные 

На формирование списков кандидатов в присяжные на 2018 год из бюджета регионам были выделены субвенции в 517 млн рублей.

Как сообщили ТАСС в судебном департаменте при Верховном суде РФ, необходимое число кандидатов в присяжные для работы в областных и районных судах региональным властям представляют председатели высших региональных судов.

Если численность населения в муниципальных районах недостаточна, регионы вправе создать судебный округ из нескольких муниципальных образований с единым списком кандидатов для нескольких судов. 

По данным судебного департамента, по информации, поступившей из регионов, включению в списки кандидатов в присяжные в 2018 году подлежат 5 млн 937,6 тыс. человек.

16 регионов попросили дополнительное финансирование на составление списков.

Как ранее разъяснил Верховный суд, для формирования коллегии присяжных в областном суде подлежат вызову в суд не менее 14 кандидатов, в районном и гарнизонном суде — не менее 12 кандидатов. 

Оплата труда присяжных  

Присяжными могут быть граждане, постоянно проживающие в этом районе, в возрасте старше 25 лет, не имеющие непогашенную судимость, не признанные недееспособными, не состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

К работе присяжными не допускаются подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, либо имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении дела.

Гражданин вправе отказаться быть присяжным в возрасте старше 65 лет, либо по состоянию здоровья, либо если он является госслужащим, военнослужащим или священнослужителем.

В течение пяти лет после увольнения со службы могут отказаться выступать присяжными судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, судебные приставы, частные детективы, сотрудники ФСБ, ФСО, СВР, МВД, ФСИН и таможни. Кандидатов в присяжные могут вызывать в суд один раз в год. 

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей суд выплачивает ему компенсационное вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного по месту его основной работы. Кроме того, присяжному возмещаются расходы на проезд в суд и обратно и проживание в гостинице. 

Источник: https://tass.ru/obschestvo/5251793

Суд тронулся, господа присяжные заседатели

Законопроект о суде присяжных

Революционные преобразования могут произойти в судебной системе России.

Председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев в соответствии с поручениями президента Владимира Путина предложил распространить суд присяжных на большинство уголовных дел о тяжких преступлениях; ввести в составы судей судебных следователей; продолжить сокращение дел, рассматриваемых в особом порядке, а мелкие кражи даже с банковских счетов перевести из уголовно наказуемых в административные деяния. Господин Лебедев надеется, что обсуждение и введение в законодательство его личных инициатив не займет десятилетия, как это произошло с другими судебными реформами. По данным высокопоставленных источников “Ъ”, уже принято принципиальное решение о расширении подсудности дел присяжных, однако вводиться это будет постепенно.

На совещании судей федеральных судов председатель ВС Вячеслав Лебедев подвел итоги их работы за прошлый год.

Однако, дойдя до судов присяжных и сообщив, что на уровне субъектов федерации они рассмотрели 273 дела в отношении 419 обвиняемых, оправдав 80 из них, а в районах — 153 из 585 подсудимых, господин Лебедев неожиданно сообщил, что считает возможным распространить их на все дела о тяжких преступлениях, в том числе в сфере предпринимательской деятельности.

Исключение, по его мнению, может быть сделано только для уголовных дел, содержащих сведения, составляющие гостайну. К таковым, например, относятся дела о шпионаже и измене родине. Уже после совещания господин Лебедев объяснил журналистам, что о возможном расширении подсудности дел присяжным говорилось в недавнем поручении президента Владимира Путина.

Поручения, напомним, были даны после декабрьской встречи господина Путина с членами Совета по правам человека при президенте, на которой по теме реформирования судебной системы с кратким докладом выступил адвокат Генри Резник (см. “Ъ” от 13 и 30 января).

Читать далее

По словам главы ВС, распространить народный суд на десятки новых составов преступлений, в том числе мошенничество и растрату, являлось его личной инициативой, одобренной зампредами Верховного суда. Однако сама идея пока не оформлена и не направлена в администрацию президента.

Так же обстоит дело и с другим поручением Владимира Путина — о возможном введении института судебных следователей.

По словам Вячеслава Лебедева, эти представители судебной системы могли бы рассматривать ходатайства об арестах и их продлении; санкционировать обыски и другие следственные мероприятия, а также рассматривать допустимость доказательств, представленных органами предварительного расследования.

Следует отметить, что похожие функции были предложены судебным следователям еще в 2015 году, когда Владимир Путин впервые предложил обсудить необходимость их создания.

Причем инициатива тогда исходила от бывшего министра финансов и зампреда правительства Алексея Кудрина, возглавляющего сейчас Счетную палату. Однако предложение получило в основном негативные отзывы от министерств и ведомств.

В частности, в Генпрокуратуре решили, что после введения следственных судей нужно будет решить вопрос и со специализацией служителей Фемиды, чтобы одни и те же судьи не могли избирать меру пресечения и рассматривать дела, поскольку это может привести к их заинтересованности в исходе процессов. Специализация же влекла за собой увеличение штатов судей и их помощников, то есть дополнительные расходы, на которые власти тогда не пошли.

Между тем господин Лебедев предложил продолжить декриминализацию уголовного законодательства.

В частности, он полагает, что кражи в размере до 2,5 тыс. руб. с банковских счетов или электронных средств на эту сумму (п. «г» ч. 3 ст.

158 УК), за которые предусмотрено до шести лет заключения, для лиц, впервые их совершивших, должны быть переведены в разряд административных правонарушений. По ст. 7.

27 КОАП РФ за «мелкое хищение» может быть назначен штраф в размере пятикратной стоимости похищенного, административный арест или исправработы.

Председатель ВС обратил внимание судей на то, что обвинение по ст. 210 (организация преступного сообщества или участие в нем) УК РФ «нередко предъявляется без достаточных оснований», в связи с чем следует «с повышенным вниманием относиться к проверке обоснованности таких обвинений».

Согласно приведенной господином Лебедевым статистике, в 2019 году судами были рассмотрены уголовные дела в отношении 493 человек, обвиняемых по ст. 210 УК РФ.

Из них осуждено только 233 лица, или 47%, а в отношении большинства остальных уголовное преследование в этой части прекращено по реабилитирующим их обстоятельствам.

Среди оправданных по обвинениям в ОПС можно выделить бывшего главу Республики Коми Вячеслава Гайзера, получившего половину из запрошенного для него срока в 21 год. При этом обвинение в ОПС позволило содержать его под стражей весьма длительный срок.

Господин Лебедев между тем отметил, что, пожалуй, впервые за последние годы значительно сократилось количество уголовных дел, рассматриваемых судами в особом порядке. Если в общем порядке было рассмотрено 45% уголовных дел, по которым проходили 372 тыс. человек (осуждены 245 тыс.

, а 2,2 тыс. оправданы), а в отношении остальных преследование было прекращено судом или приняты меры принудительного медицинского лечения, то еще 376 тыс. лиц осуждены в особом порядке. При этом дел без судебного следствия рассмотрено на 23% меньше, чем в позапрошлом году.

Господин Лебедев считает, что в этом прежде всего заслуга прокуратуры, которая более тщательно подходила к данной процедуре, и самих судов.

Кстати, президент Владимир Путин ранее заявлял, что особый порядок не должен служить для прикрытия «некачественной, некомпетентной работы следствия».

Председатель Верховного суда рассчитывает, что оглашенные им предложения уже вскоре начнут обсуждаться исполнительной и законодательной властями, а также институтами гражданского общества и будут реализованы.

«Говорить можно много, но если это не будет реализовано, то какой толк от этого обществу!» — отметил он, выразив надежду, что новая реформа пройдет быстрее, чем другие, связанные с правосудием.

Некоторые из них, по словам господина Лебедева, заняли десятилетия.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин, участвовавший в заседании, сказал, что он сам и депутаты изучат предложения Верховного суда и будут учитывать их в своей работе.

«Суд присяжных — это максимальная состязательность в уголовном судопроизводстве, а по экономическим делам это особенно важно,— отметил “Ъ” уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов.— Основная часть обвинений выдвигается по статье 159 УК (мошенничество).

Сегодня следователь на свое усмотрение трактует действия как носящие преступный умысел, а суд, как правило, идет у него на поводу.

Если же рассматривать дело будут присяжные, обвинению придется доказывать, что действия предпринимателей, причинившие кому-то ущерб, были заранее спланированы, а не стали, скажем так, стечением обстоятельств. А доказать это не так-то легко».

По словам господина Титова, следственные судьи должны не рассматривать дело по существу, а заниматься процессуальными вопросами — избранием меры пресечения, ходатайствами об аресте имущества, приобщении результатов экспертизы.

«Сегодня, когда один и тот же судья занимается всем, может возникнуть случай вроде того, который был в нашей практике. Судья 17 раз продлевала обвиняемому заключение в СИЗО. Конечно, в приговоре она не могла указать срок меньше того, который обвиняемый уже отбыл под следствием! Введение института следственных судей — дополнительные затраты, но на них нужно пойти, потому что это решает системные проблемы».

Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко заявил “Ъ”, что российское адвокатское сообщество «положительно оценивает» инициативу ВС РФ о расширении уголовных составов, в которых возможно участие присяжных.

По его словам, еще с начала 2000-х годов, когда были проведены первые эксперименты с введением присяжных, защитники ратовали за тотальное расширение компетенции суда присяжных. Господин Пилипенко напомнил, что год назад суды присяжных начали работать на районном уровне.

«К новой практике уже привыкли, хотя число присяжных оказалось меньше, но разница очевидная — присяжные выносят, как было объявлено сегодня, до 26% оправдательных вердиктов на фоне 1% у обычных судей»,— заявил “Ъ” глава ФПА.

Он отметил, что сам институт присяжных «очень полезен для страны», так как помогает воспитывать граждан в духе ответственности за участие в процессе, добросовестного исполнения своего гражданского долга, участия в чужой судьбе и проч.

Как подчеркнул Юрий Пилипенко, вопрос о расширении списка статей УК, подсудных присяжным, в прошлом году поднимал перед президентом России его коллега Генри Резник, хотя последний говорил о более широкой компетенции присяжных. При этом он отметил, что у адвокатов есть ряд важных вопросов к работе судов присяжных, связанных в том числе с отменой вынесенных вердиктов.

По словам президента ФПА, к теме следственных судей имеются различные подходы, связанные с теми полномочиями, какие они могут получать и как они будут реализованы на практике, не произойдет ли слияния следователей и судей и т. д. «Здесь нас сразу память возвращает к прокурорскому надзору»,— заявил господин Пилипенко, который считает, что ранее тот был более эффективен.

Отметим, что прокурорский надзор планируется усилить в стадии досудебного производства. Согласно этому предложению, которое пока также не оформлено законодательно, следователь вначале должен обращаться в надзор, а уже тот — выходить в суд с ходатайством об аресте обвиняемого или подозреваемого и продлении данной меры пресечения.

При этом источники “Ъ” отмечают, что расширение дел, подсудных присяжным, будет постепенным, поскольку параллельно придется решить целый ряд серьезных вопросов и проблем. из них — финансирование.

По данным собеседника “Ъ”, средства потребуются как на дополнительное оборудование судов, так и на оплату самих народных судей. Сейчас они получают половину оклада профессионального судьи за сутки работы, в среднем от 700 руб. до 1 тыс. руб.

Если суточный заработок заседателя по основному месту работы больше, чем в суде, государство возмещает ему недополученные средства в полном объеме, а также иные расходы.

Списки кандидатов в присяжные составляются раз в четыре года, а обновить их предполагается в 2022 году, когда уже может быть расширена подсудность дел, рассматриваемых прежде всего в районных судах.

Николай Сергеев, Сергей Сергеев

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4251457

О реформе суда присяжных

Законопроект о суде присяжных

15 марта 2016 г. 17:55

Президент ФПА РФ прокомментировал проект изменений и дополнений в законодательство, направленных на реформирование суда присяжных

14 марта Президент РФ внес на рассмотрение в Госдуму законопроекты, направленные на реформирование суда присяжных.

Основные поправки предложено внести в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, а также в ряд связанных федеральных законов: Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральный закон «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации».

Основные изменения связаны с расширением юрисдикции суда присяжных.

Согласно пояснительной записке к законопроекту о внесении изменений в УПК РФ, предлагается предоставить «обвиняемым в особо тяжких преступлениях против личности по уголовным делам, которые относятся к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, права ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда и равного ему федерального суда общей юрисдикции и шести присяжных заседателей».

К подсудности суда районного уровня с участием присяжных предлагается отнести уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ст. 277, ст. 295, ст. 317 и ст. 357 УК РФ, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 105 и ч. 4 ст. 111 УК РФ.

Кроме того, законопроект предусматривает сокращение численного состава коллегии присяжных в областных и равных им судах с 12 до 8 человек, за счет чего предполагается упростить процедуру отбора и сократить расходы. Также сокращается и количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову, и уточняется порядок формирования коллегии присяжных.

Согласно тексту документа, в случае принятия поправок право ходатайствовать на рассмотрение дел судом присяжных получат более 15 тысяч обвиняемых ежегодно. Предполагается, что основная часть закона вступит в силу с 1 января 2017 г., а часть его положений – с 1 января 2018 г.

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко:

«Федеральная палата адвокатов РФ приветствует и поддерживает законодательную инициативу Президента РФ о расширении сферы действия суда присяжных.

Это самая справедливая форма судопроизводства и, наверное, высшая, поскольку предоставляет гражданам возможность осуществить свое право на участие в отправлении правосудия, закрепленное в ст. 32 Конституции РФ.

То есть суд присяжных – это очень важный социальный феномен, который обеспечивает связь между обществом и властью.

Расширение сферы действия суда присяжных не просто улучшит статистику оправдательных приговоров, а повлечет качественные изменения в уголовном судопроизводстве в целом, а они, в свою очередь, отразятся на состоянии общества.

Вспомним о великой российской адвокатуре XIX века, которая по влиянию на умонастроения общества сопоставима с великой российской литературой. Это сословие могло сложиться и проявить себя столь выдающимся образом только благодаря великой Судебной реформе 1864 г. и при наличии суда присяжных.

Работа в суде присяжных, на мой взгляд, формирует неординарную ментальность, требует особенной подготовки – знания психологии, риторики – и куда более глубокого погружения в материал.

Весь этот комплекс знаний и умений, которые в обычном суде востребованы меньше, повлияет не только на адвокатов, но и на всю судебную систему, ведь и обвинение тоже должно будет стать более аргументированным, убедительным, значит, и следствие – более дисциплинированным.

Замечательный человек, большой эрудит, федеральный судья в отставке Сергей Пашин справедливо отметил, что не суд присяжных должен подстраиваться под сложившуюся судебную систему, напротив, сама судебная система должна настраивать себя под тональность суда присяжных.

Сожалеем, что в законопроект о внесении в Уголовно-процессуальный кодекс изменений в связи с расширением применения института присяжных заседателей не включены наши предложения о принятии решения квалифицированным большинством жюри присяжных и о распространении сферы действия суда присяжных на “предпринимательские” дела, а также о совершенствовании процедуры судебного разбирательства с участием присяжных, но надеемся, что в будущем законодатель вернется к этим вопросам».

Источник: https://fparf.ru/news/fpa/o-reforme-suda-prisyazhnykh/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.