Возраст 16 18 лет

Особенности юношеского возраста (16-18 лет)

Возраст 16 18 лет

Основные физиологические характеристики юношеского возраста: • завершается физическое развитие организма,• заканчивается половое созревание,• замедляется темп роста тела,• заметно нарастает мышечная сила и работоспособность,• заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.• это период относительно спокойного развития.• готовность старших школьников к физическим и умственным нагрузкам.

Старший школьный возраст – это возраст формирования собственных взглядов и отношений. Именно в этом проявляется самостоятельность старшеклассников.

Если подростки проявляют самостоятельность в делах и поступках, то старшие школьники считают проявлением самостоятельности собственные взгляды, оценки, мнение.

Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений. Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира.

Обретая способность погружаться в себя, свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Эмоции становятся состоянием собственного «Я».

Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.

Стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. Эта потребность у них значительно выше, чем в других возрастах. В юности возникает много проблем, которые со сверстниками решить невозможно. Им не хватает жизненного опыта. И тогда на помощь приходят взрослые. Но старшие школьники не всегда готовы выполнять их советы и рекомендации.

Возрастная динамика процесса общения:

Старшие школьники ставят на первое место потребность в общении со взрослыми.

Потребность в общении со сверстниками так же имеет большое значение. С ними они проводят свой досуг, делятся своими мыслями.

Таким образом, формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышенные требования к моральному облику человека, формирование адекватной самооценки, стремление к самовоспитанию – основные новообразования в личности старшего школьника.

Дружба в юношеском возрасте

Потребность в общении, втором «Я», вероятно, самая важная потребность в ранней юности, «Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша, – это не любовь, а дружба», – писал Ж.Ж. Руссо.

Желание иметь верных друзей неизменно открывает список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних, часто опережая любовь. В основе юношеской тяги к дружбе – страстная потребность в понимании другого и себя другими, потребность в самораскрытии.

Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания, появляется уже у подростков и резко усиливается в юношеском возрасте.

В основе юношеской дружбы лежат общие духовные интересы и потребность в понимании (в отличие от подростковой, где основными являются потребность во взаимопомощи и увлеченность каким-то видом труда). К особенностям юношеской дружбы следует отнести ориентацию на ровесника. Желание иметь старшего или младшего друга встречается у юношей реже.

Для юности типична идеализация друзей и самой дружбы. В юности дружба занимает первое место в ряду других межличностных отношений, опережая по степени психологической близости отношения с родителями.

Друг является единственным человеком, от которого юноша ждет оценок более высоких, чем его собственная самооценка.

Это можно считать косвенным указанием на то, что одна из главных функций юношеской дружбы – поддержание самоуважения личности.

https://www.youtube.com/watch?v=OZgT_dvNjhM

Для юноши-старшеклассника важнейшей референтной группой еще остаются сверстники своего пола. У девушек этот тип общения позади – в качестве идеального друга они чаще выбирают юношу, причем более старшего возраста.

Перед старшим школьником встает задача самоопределения, выбора жизненного пути. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. В связи с этим, ведущая деятельность в ранней юности — профессиональное самоопределение (учебно-профессиональная).

Психологическую базу для самоопределения вран­ней юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Развитие познавательных интересов стимулирует дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умение управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего школьного возраста учащиеся овладевают памятью, восприятием, воображением, вниманием и подчиняют их определенным задачам деятельности.

Мыслительная деятельность старшеклассников характеризуется (по сравнению с подростковым возрастом):

– более высоким уровнем обобщения и абстрагирования – нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, – умением аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, – делать глубокие выводы и обобщения, – связывать изучаемое в систему.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s51008t7.html

Возраст юности: развитие и психология в юношеском возрасте

Возраст 16 18 лет

Юность – это возраст, с которым связано становление личности. В этот период закладываются основы мировоззрения и самосознания человека.

Юноши и девушки формируют свои моральные идеалы и гражданскую позицию, а также учатся быть самостоятельными и не зависеть от родителей.

Как правило, этот период развития личности занимает 3-4 года: у девушек – с 16 до 20 лет, у парней – с 17 до 21 года. Также существует понятие ранней юности (15-18 лет) и поздней (18-23 года).

Развитие человека в юности подразумевает не только физическое созревание организма, но и социальную трансформацию. В этот период ключевыми становятся такие события, как получение паспорта, наступление уголовной ответственности и осознание ее, получение права вступать в брак и т.д.

Многие юноши и девушки с 16-18 лет начинают трудовую деятельность, учатся зарабатывать и предстают перед важным вопросом выбора профессии.

Характерной особенностью психологического развития личности в юношеском периоде является то, что молодые люди начинают задумываться о будущем и планировать свой жизненный путь.

Половое созревание в юношеском возрасте и новые социальные роли

Юность является периодом полового созревания.

Это возраст наступления физиологиh2ческой зрелости, когда рост организма замедляется, заканчивается формирование сердечно-сосудистой системы, тканей и других органов, отмечается нарастание мышечной массы тела и, как следствие, увеличивается физическая работоспособность и выносливость. Все возрастные этапы развития можно определить в зависимости от возрастных задач, которые человек способен решать в конкретный период своей жизни:

  • получение полного представления о своей внешности и особенностях тела, формирование навыков их эффективного применения в труде, спорте и других сферах деятельности;
  • осознание гендерной роли в обществе, формирование мужской или женской внутренней позиции, выбор модели поведения;
  • формирование зрелых социальных связей со сверстниками – как мужского, так и женского пола;
  • отстаивание эмоциональной независимости от взрослых;
  • определение собственных склонностей к тому или иному виду профессиональной деятельности (в этот период обучение в школе или вузе нацелено на получение профессиональных навыков);
  • осознание особенностей института брака, подготовка к семейной жизни и ответственности, связанной с партнерством и воспитанием детей;
  • формирование гражданской позиции и социальной модели поведения, укрепление собственных политических, идеологических, экологических и других взглядов;
  • построение внутренней схемы идеалов и ценностей, которые в дальнейшем станут основным руководством для поведения в обществе.

Личностное развитие в юношеском возрасте

По окончанию школы у формирующейся личности возникает кризис, связанный с необходимостью вступления во взрослую жизнь. Этот период приходится на 15-17 лет.

Юношеский возраст – очень ответственный этап в жизни человека, поскольку именно тогда происходит профессиональное самоопределение. Поэтому данный возраст отличается избирательным отношением к учебным дисциплинам.

Как правило, юноши и девушки сосредотачиваются на тех предметах и подготовительных курсах, которые необходимы для поступления в выбранный вуз.

В старшей школе ученики формируют представление о своей будущей профессиональной деятельности и определяют желаемую роль в обществе. Главными показателями психологической готовности к взрослой жизни и выбору профессии являются:

  • сформированное теоретическое мышление, осознание гражданской позиции и своей роли в обществе, развитое самосознание и рефлексия;
  • развитая система потребностей (общение, карьерный рост, культурное обогащение и т.д.);
  • сформированная индивидуальность характера вследствие осознания собственных интересов и потребностей.

Для юношеского возраста характерны формально-логический и формально-операционный типы мышления.

Это значит, что человек оперирует абстрактными, теоретическими, гипотетическими и дедуктивными знаниями, которые напрямую не связаны с текущими условиями в социуме.

Старшеклассники начинают проявлять больше интереса к тем или иным дисциплинам, так как появляется осознание того, что от успешности обучения зависит их дальнейшая профессиональная деятельность. Возрастает значение самообразования.

Для юношеского периода характерно увеличение объема памяти. Человек начинает выбирать наиболее рациональные приемы усваивания учебного материала. Развитие мыслительных процессов позволяет человеку применять сложные операции анализа, синтеза, абстрагирования, аргументирования и теоретического обобщения.

В юности человек учится критически мыслить, проверять факты и искать обоснованные доказательства своим теориям. Как правило, в юношеском возрасте активно развиваются специальные способности (математические, лингвистические и др.).

С осознанием способности внутреннего анализа собственных чувств, мыслей и поступков индивид может корректировать противоречия в своем поведении, формировать желаемую модель семьи, общественные и моральные идеалы.

Юношам и девушкам этого возраста свойственно формулировать широкие философские обобщения, выдвигать собственные гипотезы в той или иной сфере. Как правило, они сильно влияют на самоопределение личности и построение жизненных планов, однако модель поведения может быть успешно скорректирована в более зрелом возрасте.

Психология юношеского возраста и юношеское «Я»

Психология юношеского возраста – это система ориентиров и установок, которые определяют готовность индивида к самоопределению. Среди таковых:

  • сформированные психологические структуры (основы мировоззрения, самосознание, теоретическое мышление, развитая рефлексия);
  • развитые потребности, составляющие основу личности (внутренняя позиция, стремление к общению, познанию, социальной и профессиональной реализации, нравственные и ценностные установки и т.д.);
  • сформированные особенности характера (осознание своих сильных и слабых сторон, критическое отношение к ним).

«Я»-концепция индивида является ключевым вопросом в психологии, которому посвящено огромное количество исследований. Особенно опасной в юношеском возрасте является отрицательная «Я»-концепция. Ее отличают:

  • заниженная самооценка;
  • слабая вера в свои силы;
  • опущенная планка стремлений.

Все это самым негативным образом сказывается на личности, приводит к социальной пассивности, культурной и моральной деградации, а также вызывает агрессивное поведение. Такие люди подвержены одиночеству и часто начинают вести преступный образ жизни.

Углубленный самоанализ является основой для установки правильных жизненных ориентиров и самосовершенствования человека.

В юношеском возрасте вырабатываются ценностные ориентиры, формируется представление об окружающем мире, социуме и своей роли в нем. Для юности характерно активное развитие эмоциональной сферы.

Как правило, молодые люди оптимистично настроены и находятся в повышенном жизненном тонусе. В этом возрасте человеку свойственно сопереживание и высокая внутренняя восприимчивость.

Общение со сверстниками – это жизненная необходимость для юношей и девушек. Этот период психологического формирования характерен увеличенной потребностью в расширении круга друзей и знакомых, построении личных отношений.

При этом дружеские связи становятся более глубокими и избирательными.

Трудности во взаимоотношениях – частое явление в юношеском возрасте, поскольку людям этой возрастной категории свойственна повышенная требовательность, бескомпромиссность и критичность по отношению к окружающим, основанная на эгоцентризме.

Кризис юношества

Причиной кризиса 17-18-ти лет является приобретение нового социального статуса, груз ответственности за выбор жизненного пути и несовместимость возможностей с собственными желаниями.

В особо острых случаях различные страхи и волнения приводят к появлению устойчивого стресса, который приводит к ухудшению самочувствия и таким невротическим реакциям (таким, как головокружение, повышение температуры и т.д.).

В подобных ситуациях молодым людям важно осознавать поддержку со стороны родителей и близких людей. Формирование мотивов самореализации и самоидентификации в обществе заканчивается в возрасте 22-23 лет.

Профориентация в период юности

Выбор будущей профессии – это, в первую оh2чередь, проецирование на себя определенной социальной роли.

Это не просто желание получить профессиональные навыки и умения, а непрерывный процесс осмысливания задач и целей выбранной деятельности.

Таким образом, профессиональное самоопределении – это цепочка выборов, которые определяют дальнейшее развитие юноши или девушки в желаемой профессиональной сфере.

Многие исследователи, которые занимались вопросом профессионального самоопределения, считают, что этот процесс очень растянут во времени, поскольку имеет множество стадий и этапов.

Чтобы определиться с желаемой профессией, человеку необходимо проанализировать текущие задачи общества, сформировать желаемый стиль жизни, неотъемлемой частью которого и станет профессиональная деятельность.

Главное для индивида – понимать, что сделанный выбор не сужает дальнейшие возможности собственной реализации, а дает неоценимый опыт для будущего самоопределения.

С наступлением юношеского возраста необходимость профориентации становится все более актуальной. На самом деле к выбору будущей профессии человек возвращается несколько раз за весь период своего взросления. Этот психологический процесс имеет следующие стадии:

  • фантастический выбор (до 11 лет) – ребенок представляет себе желаемое будущее, не анализируя при этом имеющиеся цели и средства;
  • первичный выбор (12-15 лет) – ребенок имеет недифференцированные представления о различных профессиях и делает свой выбор вне зависимости от собственных склонностей;
  • пробный выбор (16-19 лет) – определение желаемой профессии происходит на основании реальных условий, однако, как правило, юноши и девушки в этом возрасте еще не уверены в собственных силах и могут быстро менять приоритеты; постепенно из множества вариантов выделяются наиболее приемлемые;
  • реалистичный выбор (после 19 лет) – анализ собственных способностей и возможностей для приобретения профессиональных навыков, поиск возможности проконсультироваться с авторитетными лицами.

Развитие в юношеском возрасте тяги к определенной сфере профессиональной деятельности и проблема профессионального самоопределения детально описаны в работах многих психологов.

Следуя теории содержательно-процессуальной модели, основой профессионального самоопределения личности являются ее нравственные установки, желание самопознания и потребность к реализации в обществе.

При выборе профессии молодые люди проходят следующие психологические этапы:

  • осознание ценности выбранной сферы деятельности для общества;
  • анализ актуальности профессии в разрезе текущей социальной и экономической ситуации в стране;
  • поиск возможностей для приобретения необходимых профессиональных навыков и практической подготовки;
  • определение профессиональных стремлений, перспектив карьерного роста;
  • выбор других жизненных целей (личностных, семейных и др.) и их согласование с профессиональными;
  • осознание внутренних и внешних препятствий, которые затруднят путь к выбранной цели.

Реалии современного мира сильно влияют на профессиональное самоопределение юноши. Как правило, в своем выборе молодые люди ориентируются не на собственные склонности, а на престижность и элитарность профессии, а также на размер потенциального оклада.

На сегодняшний день успешным считается человек, быстро сделавший карьеру и еще в молодом возрасте достигший стремительного успеха и богатства. Специалисты подчеркивают опасность таких стремлений, которые «подогреваются» средствами массовой информации, публикациями в Интернете и общественным мнением.

Стремление быстро разбогатеть и построить успешный бизнес подрывает фундамент профессионального самоопределения, не дает молодым людям сделать правильный личностный выбор и, как правило, приводит к профессиональному краху. С этой проблемой юношам и девушкам могут помочь родители и другие взрослые.

Здесь важна разумная и неманипулятивная корректировка выбора будущей профессии для ребенка, а не выдача готовых рекомендаций и безапелляционных решений.

Таким образом, профессиональное самоопределение в юношеском возрасте будет происходить постепенно и правильно, что даст возможность молодым людям сформировать желаемые жизненные цели и при необходимости скорректировать их.

Источник: http://vozrastinfo.ru/youthful.htm

�������������� ���������������� ���������������� ���� 35 ������ ������������������������

Возраст 16 18 лет

�� ���������������� ���������� �������������������� ���������������� ���� 14 ���� 35 ������ (������������ – ���� 30 ������).

������ ������ ������������������ ���� �������������� ���������� ��������������? �� ������������ ��������������, ������ ���������������� �������������� ����������, ���������������� �������� ���� ��������������, ���������� ���������������� ���� ���� �������������������� ����������������, ������������, �������������� �� ���������� ���������������� ���������� ������������. ������������ ������������: ������ ���������������� �������������� �������������������������� ���������������������������� �������������� ���� ���������������� �������������� – �� �� ���������������������� ���������������� ������ �������� ������������������������ �������������� �������������� ������������������ 30 ������������. �� ������������ – �������������� ���������� ���� 35 ������ ������������������������. �� ������ ������ �������������� – �������������� ���������� ���������� ���������� ���������������� �������������� ���������������� (���� ���������� ���� ��������������).

������������ ������������ – ������������������ “�������������� ����������”, �� ������������ �������������� ���������������������� ������������ ���� ���������� ���������� ������������������ ����������������. ������ ���������������� – ������������ �������������������� ���� ��������.

������������ ���� �������� ���������������� ���� ���������� ������������������ ���� �������������� ������������ ������������������������ ���������������� ���� 35 ������.

����������������, ������������ ���������������� �������������� �������������������������� ��������������, ������ �������������� �������������������������� �������������������� ������������������ ������ ������������������ 30 ������������, ������������������ ������������.

�� ������������ ������������ – ������������������ ���������������������� ����������������.

�������������� ���������������������� ������ �������������������� �������������� ������������������ �������������� ������������ ���� �������� ���������������� ������������������ 30 ������������, �� ������������ ������������������ �������������� ������������ �������������������� �������������������� �������������� ���������������������� �� 33 ��������.

���������� ��������������, ���������� ���������� ���������������� ������������������ ������������ ���������� ���������������� �������������������� ���� �������������� ��������������������.

������������������������ ���������������� ������������������������������ ������������������, �������������������� ���������� ���������������������� ����������������.

�������� ���������������� ���������������������������������� ����������, ������ ������������ �������������������� ��������������.

�� ������ ���������� �������������������� �� ������������ �������������� ���������������� ���������������������������� �������������� ����������������.

������������������ ������������ ���������������������� ���������������� �� ���� �������������������� ���� 12,7 ������ �������������� 

������������������������ ���������� ���������������������� ���������������� �������������� �� ������������ ����������, �������������������������� ���������������� ���������������������� �������������������� ����������������.

���������� ������ ������������������������ ����������������������, ������������������ ���������������� �� �������������� ������������������ ����������������, �������������������� �� ������������������������������ �� ������������ ������������.

���������� ������������������������ ���������������� �������������������� �������������� ������������ �������������� ������������. ���������� ������������������ ����������������, ���� ���������������� ������������ – ������������ ���� ������ ������������ ������������ ������������������ ������������������ ������������ ���������������������� ����������.

���������������� ���������������� ������������������ �������������� �������������� ������������, ���������������������������� ������������������������ �������������������� ����������������.

���� ���������������������� ���������������� ���������������������� ������������, �� ���� �������������� ���������������� �������������������� �������������������� ���������������� ���� ���������� ����������������������. ���� ������������ ���������� ���������� �������������������� ������������������������ �������� �� �������������� ���������������� ������������������ �������������� ����������.

���������� ���������� ������ ����������, ������������ ������ ���������������� �� �������� ������������������������������ ���������������������� ���� ���������������������� �������������������� ���������� �� �������������������� ����������������, ������������������ �������� ���� ��������������, ��������-������������ �������������� ������������ ����������������. ���� ������ ������ ������������������������ ���������������������� ������, �������������� �������������������� �������������������� ����������������, – ������ �������������������������� �������������������� ������������ ���� 1993 ��������.

������������������������ ���� ���������������� ������������������ �������������� – ���� ������������ ���� ���������������� ����������������.

������������������, ����������������, ����������������, ������ ���� ���������� �������������� ���������������������� �� ���������������� – �������� �� ������ ������������ �������������� ���������� �������������������� �������������������� �������������������� ������������������, �� ������ ���������� ������������������ ���������������������������� ���������������� “������������ ���� ������” �� ������ ���� 35 ������.

�� �������������� �� ���������� ���������������� ���� ���������������� �� �������������������� ������������ ���������������������� – ���������������� �������������� ������ ������������������������.

���������� ������������ ��������������, ������ ����������������, ����������������, ������������������ ���� ���������������������������� �� ������������������ ���������������������������������� ����������������.

���� �������������������� ���������������������� ������������������: �������������� �������� �� ���������� ������������ ���������� ���������� ���������������� �� �������� �� ������������ �������������� ��������������, ������������ �������������� ������������ ���������� �� ���������������������������������� ����������������.

�������� ���������������� �������������� ������������������ ���������������� ����������������, ������ ���������� ���������� ���������������� ���������������������� ������ ���������� 13 ������ �������������� �� �������������������� ��������������������, ����������������, �������������� ������������ ��������������.

�� ������ ������������, ������ ���� ���������������������� �������������������� ��������������.

������������ ���������������� ���������������� �� ������������������ ���� ��������������: ���������������� ������������������, ���� ���� ������������, ���������� ���������������������������� ���������������� ���������� �������������������� ������ �������������� �������������� ���������� ���� �������� ������������ ���������� ����������������.

�� ������ �� ������?

���������������� ���� ���� ������ �� ������������ ������������������ �������������� ��������������, ������ �� ������������ ��������������, �� ������������������ “����������������” ���� ������������������ ����-���������������� �������������� ���������� �� ���������������� ���� 18 ���� 29 ������.

������������ ������ ������������������ ������������������ ���������������� ���������������� �� ���������� ������������ ���������������������������������� �� ����������������.

���������� 20 ������������������ �������������������� �� ���������������� ���� 18 ���� 24 ������ ���� ���������� ������������, ����������������������, ���������� ���� ������������ �� ���������� ���� ��������������������. ���� �������������� ���������������� NEET, ������ “������������������ ����-����”.

������ ������������������, �������������� �������������������� ���������������������� ������������������ NEET �� ��������, ���� ������������ ���������������������� ���������������������������� ���������������������������� �� ����������������, �������������������� 14 ������������������.

������������������ ������������������ ������ �������������������������� ������ ������������ �������������� ���������������� ������������������������������ ��������������, �������������� �������������������������� �� �������������������� ���� ���� ������������ ������������������ ��������������.

���� �������������� ���������������� �������������� �������������� �� ���������������� ���� 16 ���� 25 ������ (������������������������). �� �������� �������������������� ���������� ���������������� ���������� ���������� ���� ���������� ������ ��������������������.

�� ������������������, ���� ������������������ ������������������ ���������������� ������ ������������������������ ����������, ������ �������������������� ���������������� ������ ���� ������������������ ��������������������, ������ �� ���� ������������������������������.

���������� ��������, ������ ���������� �������������� ������������ ���������������������������� �������� �� ���������� �� ���������������� ������������������������ ����������, ���������������� ���� ���������������� �� ������ �������� ������������������ ��������������.

���������� ����������������, ������, �������������������� 25-������������ ����������, �������������� �������������������� ������������ ���� ���������������� ������������������������������ ����������.

������������, ������������ �� ���������� ���������������� ������ ���������� ���������� �� ������������ �������������������������� ������������ ���� �������� �� ������������������������ ������������������ ���� ������������������ (���������� ����������) �� ���������������� �������������� ���� ����������������������.

�� ������. �� ������������������ ���������� �������� ������������������ �� ���������������� �������������������� ������������ “������������������” ���� 29 ������. ������ �������������������� ���������������� ������������������������ ������������ ���� ���������������� �������������� ����������.

�� �������������������� ������ �� “����������������” �������������� ���������� �� ���������������� ���� 15 ���� 24 ������, ���� ���������������������� �������� ���������������� �� ���������������� ������ ���������������������������� ������������������������ �� ������ ����������-������������ �������������� ������������������������ ���� ������������. �� �������������� ������������ �������������� ������������ ���������������������� ������������ �� ������������ �������������������� ���� 30-35 ������. ����������������, ���������������������� ���������������� ������������ ���������������� ������������������ ������, �������� ���� 15 ���� 35 ������.

���������������������� �������� �������������� (������), ���������������� ������������������ (����������)

Источник: https://rg.ru/2020/12/23/vozrast-molodezhi-povysili-do-35-let-vkliuchitelno.html

Второй подростковый кризис. Мальчики 16-18 лет. Экзистенция. Опыт психолога

Возраст 16 18 лет

НЕ ВСЕ подростки проходят этот кризис, многие, пройдя первый кризис взросления переходят в фазу юношества и растут дальше. Для второго кризиса, который носит оттенок экзистенции, нужен еще и особый склад ума.

Подростковый кризис у мальчика-подростка – прямое порождение цивилизации, индустриального общества. В некотором роде это продление детства. В предыдущие века взросление происходило раньше, молодые люди приобретали профессию или начинали работать значительно раньше своих сверстников из 21 века.

И стоит не путать понятия “длинное детство” и ” легкое детство”…

Причины “продолжения” детства и второго подросткового кризиса:

1) Информационная перегруженность наших детей. Информация льется отовсюду: компьютер, телевизор, сверстники, путешествия.

При этом информация имеет зачастую некачественное содержание – много недостоверных сведений, лжефактов, подделок, искусственных и ничем не подтвержденных исследований и тому подобное. Важнее то,что происходит с мозгом ребенка при такой инфонагрузке.

Мозг не успевает обрабатывать информацию, мыслительная цепочка не доходит до конца, ломается логика мышления. Это приводит к обрывочным знаниям, поверхностному пониманию предмета.

Множественность информации, разноплановость – казалось бы должны развивать? Нет. Развитие идет только в том случае, если информация дочитывается, потом анализируется и есть вывод. В противном случае вопрос повисает в воздухе.

И это только то,что САМ ребенок берет в просторах интернета.

А если мы станем говорить о школе? О школьных учебниках? Иногда я думаю, что их составляли люди, которые никогда не работали с детьми, не имели опыт реального преподавания предмета.

Школьные учителя хором жалуются на содержание учебников, на их завышенную сложность, излишнюю углубленность в то, что ребенок не может постичь в своем возрасте.

Проще говоря, у детей в головах недопереваренная каша. Много видел, слышал, но ничего не понял. Недоучки, калеки системы…

2) Эмоциональная перегруженность. Сюда относятся ролики, фильмы, содержащие насилие, видео с неблагополучными жизненными ситуациями (пожары, наводнения, ломка у наркоманов, гибель людей) Этого много, это везде, стоит только просто включить новости. Обдумывать этакую информацию некогда, да и страшно. Она просто напрямую бьёт по чувствам.

3) Низкая загруженность детей физической работой или спортом.

Труд сделал из обезьяны человека и это истинная правда! Деревенские дети, которым чаще приходится заниматься физическим трудом (фермерство, свое хозяйство) гораздо раньше созревают и физически, и психически.

Пот, мозоли и понимание, откуда берется хлеб с маслом стимулируют мыслительный процесс, а возможность что-то делать руками, обдумывая увиденное или услышанное, крайне полезна для взросления.

Все эти три фактора способствуют тому,что мы получаем подростка, который физиологически уже молодой мужчина, а психически застрял в возрасте лет 15.

Он :

1) не знает, чем хочет заниматься, кем быть (трудности в выборе профессии)

2) не умеет выстраивать долговременным связи ( длительная дружба)

3) проводит много времени в поисках новых способов развлечения (компании друзей, курение, квартиры и тд и тп )

4) не хочет учиться и с трудом заставляет себя это делать, несмотря на угрозу приближения ЕГЭ

5) имеет иррациональное представление о себе как о человеке, у которого все будет хорошо. Они мне так и говорят: “А я чувствую, что у меня будет всё хорошо, но вот правда-чувствую…” Сдам экзамен, даже если не учил. Но чудес не бывает, и это показывает опыт.

6) подсаживаются на компьютерные игры и заменяют реальность на виртуальность

Каковы итоги, в чем же кризис? А кризис выражается в том, что подросток начинает несоответствовать требованиям, которые предъявляет к нему жизнь – не учится, ведет себя недисциплинированно, прогуливает уроки… Степень важности чего-либо у него снижена. Интересы скачут как кони по степи.

Ближе к 17 или 18 годам внутри подростка нарастает глухое недовольство жизнью и скука. Очень часто оно перерастает в потерю смысла. Нет смысла в учебе, нет смысла в дружбе, нет смысла в родительской семье. Это первая экзистенция в жизни подростка. Вопрос стоит уже не в том, КАК жить, а в том ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ жить?

Ваш подросток переживает в этот момент целую гамму чувств : одиночество, равнодушие, презрение ко всему вокруг, отчаяние, боль, агрессию к такому несовершенному миру. Он видит вокруг ложь, взрослые не являются для него больше образцом.

Я часто слышу от мальчишек про ЛОЖЬ взрослых. ” Вы говорили мир такой, а он- ДРУГОЙ”…

Что могут родители противопоставить системе, которая не может больше дать веру ребёнку?

Разговаривать. Но не каждый родитель умеет ПРАВИЛЬНО разговаривать. Нужно быть философом, психологом. Вскрывать и поднимать пласты психики, формировать культуру мышления. Исправлять кривые нейронные связи, которыми наградила система.

А что обычно делают родители? Мой опыт воспроизводит такое : ” Всё это блажь…Я в его годы…да он вообще обнаглел…иди вон книжку почитай хорошую, вся дурь пройдет”. И это только самые мягкие варианты !

А знаете, почему родители так поступают? Потому что они искренне НЕ ПОНИМАЮТ и НЕ ЧУВСТВУЮТ этой боли своего сына. Они жили и росли в другое время, по-другому формировалось мышление, иные ориентиры были заданы.

Поэтому куда? Туда, где есть разноплановая философия жизни. К хорошему психологу, наставнику, педагогу, просто мудрому человеку. Иначе есть риск потерять годы, знания, возможность реализации для вашего сына. И еще много других, иногда крайне серьезных рисков…

О первом кризисе в статье Первый подростковый кризис. Мальчики 13-15 лет

Пишите, о чем бы вы хотели поговорить, что мне написать для вас.

Литература ниже из рекомендованной мной.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ee60a3d58e89267a97acd07/vtoroi-podrostkovyi-krizis-malchiki-1618-let-ekzistenciia-opyt-psihologa-5ee7141458e89267a97addd3

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.