Особенности исчисления транспортного налога

Содержание

Транспортный налог. Особенности его исчисления и уплаты

Особенности исчисления транспортного налога

“Консультант Бухгалтера”, N 12, 2002

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ (далее – Закон N 110-ФЗ) в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты внесены изменения, касающиеся порядка формирования дорожных фондов Российской Федерации. Внесенные изменения вступают в силу с 1 января 2003 г. Согласно Закону N 110-ФЗ:

  • разд.IX “Региональные налоги и сборы” части второй НК РФ дополнен гл.28 “Транспортный налог” (ст.ст.356 – 363);
  • признаны утратившими силу ст.ст.5 и 6 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации” (далее – Закон о дорожных фондах), устанавливающие соответственно налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств;
  • исключена ст.5 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах”, согласно которой Закон о дорожных фондах должен прекратить свое действие с 1 января 2003 г.

Таким образом, с 1 января 2003 г. на территории Российской Федерации вводится транспортный налог; прекращается взимание налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств.

Соответствующие изменения внесены Законом N 110-ФЗ и в Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”: из перечня федеральных налогов (п.1 ст.19) исключены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов (пп.”м”), в перечень региональных налогов (п.1 ст.20) включен транспортный налог (пп.”ж”).

Рассмотрим порядок исчисления и уплаты транспортного налога.

Согласно ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют:

  • ставку налога в пределах, установленных ст.361 НК РФ. В соответствии с п.2 ст.361 НК РФ установленные НК РФ налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • форму отчетности по налогу, срок ее представления.

Кроме того, ст.356 НК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право при установлении налога предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Перечни транспортных средств, признаваемых и не признаваемых объектом налогообложения, установлены ст.358 НК РФ.

Так, согласно п.1 ст.

358 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

Объектом налогообложения не являются (п.2 ст.358 НК РФ):

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Согласно п.1 ст.359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется в зависимости от вида транспортных средств следующим образом:

  • по транспортным средствам, имеющим двигатели, – мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  • по водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам, для которых определяется валовая вместимость, – валовая вместимость в регистровых тоннах;
  • по водным и воздушным транспортным средствам, не относящимся к вышеперечисленным, – единица транспортного средства.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст.360 НК РФ).

Порядок исчисления транспортного налога определен ст.362 НК РФ. Согласно п.2 указанной статьи сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Пример 1. Организация имеет автомобиль ГАЗ-3110 мощностью 100 л. с. Согласно ст.361 НК РФ по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно установлена налоговая ставка 5 руб. с каждой лошадиной силы.

Сумма транспортного налога составит:

5 руб. х 100 л. с. = 500 руб.

Согласно п.3 ст.362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.

) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Пример 2. В апреле 2003 г. организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 135 л. с. Ставка налога для автомобилей данного класса составляет 8 руб.

Автомобиль зарегистрирован на организацию в течение девяти полных месяцев 2003 г. (с апреля по декабрь включительно).

Следовательно, сумма налога, которую организация должна уплатить за 2003 г., составит:

8 руб. х 135 л. с. х 9 мес. : 12 мес. = 810 руб.

Пример 3. В феврале 2003 г. организация приобрела легковой автомобиль с мощностью двигателя 80 л. с. В июле 2003 г. автомобиль был продан. Ставка транспортного налога составляет 5 руб.

Автомобиль зарегистрирован на организацию в течение шести полных месяцев 2003 г. (с февраля по июль включительно).

Следовательно, сумма налога, которую организация должна уплатить в 2003 г., составит:

5 руб. х 80 л. с. х 6 мес. : 12 мес. = 200 руб.

В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Как уже было отмечено ранее, с 1 января 2003 г. перестают взиматься налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств.

Поскольку налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется с выручки от реализации продукции (работ, услуг), и суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо – сбытовой и торговой деятельности (п.2 ст.

5 Закона о дорожных фондах), возникает вопрос о порядке его исчисления и уплаты по продукции, товарам (работам, услугам), отгруженным (поставленным, выполненным, оказанным) по состоянию на 1 января 2003 г.

Статьи 4 и 16 Закона N 110-ФЗ определяют этот порядок следующем образом:

  • налогоплательщики, определявшие в 2002 г. выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки, за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленные, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 г., обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 г., до 15 января 2003 г.;
  • налогоплательщики, определявшие в 2002 г. выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты, за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленные, выполненные, оказанные) и оплаченную по состоянию на 1 января 2003 г., обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 г., до 15 января 2003 г.;
  • для налогоплательщиков, определявших в 2002 г. выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г., определяется исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г. При этом суммы дебиторской задолженности, выраженные в иностранной валюте или в условных единицах, пересчитываются в рубли по курсу Центробанка РФ, установленному на 1 января 2003 г.;
  • субъекты малого предпринимательства независимо от применяемой учетной политики для целей налогообложения в 2002 г. уплату налога на пользователей автомобильных дорог за этот год производят в 10-дневный срок, установленный для представления годовой бухгалтерской отчетности за 2002 г.

Ю.Н.Талалаева

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/26607-transportnyj-nalog-osobennosti-ischisleniya-uplaty

Транспортный налог в 2021 году: условия, ставки, льготы для физлиц

Особенности исчисления транспортного налога

Все граждане, на которых зарегистрировано хотя бы одно транспортное средство, обязаны каждый год платить за него транспортный налог. Правда, здесь есть и исключения. Из нашей статьи вы узнаете все о транспортном налоге, его ставках, сроках оплаты и других особенностях в 2021 году.

Транспортный налог – это региональный налог, который регулируется главой 28 Налогового кодекса РФ. В НК РФ прописаны основные правила, регулирующие объект налогообложения, плательщиков налога, правил расчета и уплаты.

То есть, базовые условия прописаны на федеральном уровне, но региональные власти имеют право вносить свои корректировки. Важно: региональные власти не могут ухудшать права налогоплательщиков. Кроме того, регионы устанавливают ставки налога и льготные категории плательщиков.

Кто является плательщиком налога

Платить транспортный налог обязаны и граждане, и юридические лица. Но в нашей статье речь пойдет именно о физических лицах. Платить транспортный налог должен тот человек, на имя которого зарегистрировано соответствующее транспортное средство.

Стоит отметить, что плательщиком транспортного налога может быть также и несовершеннолетний ребенок. Например, если ребенок получил в дар от родственника автомобиль (и законодательство в России это не запрещает). В этом случае транспортный налог должен оплатить родитель несовершеннолетнего ребенка.

Что является объектом налогообложения

Объектом налогообложения являются:

  • автомобили;
  • мотоциклы;
  • самоходные машины и транспортные средства на пневматическом и гусеничном ходу;
  • снегоходы и мотосани;
  • авиатранспорт (самолеты и вертолеты);
  • морские транспортные средства (теплоходы, катера, яхты и гидроциклы).

Но есть и исключения, к которым относятся:

  • легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (приобретенные через отдел соцзащиты);
  • автомобили, оборудованные для инвалидов;
  • тракторы, самоходные комбайны и спецмашины для перевозки молока, птицы, которые используются для сельского хозяйства (для ИП);
  • промысловые суда (для ИП).

В отношении этих транспортных средств налог не рассчитывается.

Ставки транспортного налога

Ставки транспортного налога устанавливают региональные власти. Однако в статье 361 НК РФ указаны примерные значения транспортного налога, которые регионы имеют право уменьшать или увеличивать не более чем в 10 раз, за исключением автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с.

Основным критерием для определения налоговой ставки является мощность двигателя. Кроме этого, региональные власти имеют право устанавливать дополнительные ставки налога в зависимости от экологического класса автотранспортного средства и количества лет использования.

Для примера возьмем ставки транспортного налога в Москве, утвержденные Законом г. Москвы от 09.07.2008 №33 «О транспортном налоге»:

  • мощность двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 12 руб./л.с.;
  • свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно – 25 руб./л.с.;
  • свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно – 35 руб./л.с.;
  • свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт) включительно – 45 руб./л.с.;
  • свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно – 50 руб./л.с.;
  • свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно – 65 руб./л.с.;
  • свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно – 75 руб./л.с.;
  • свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 150 руб./л.с.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 2 статьи 362 НК РФ в отношении дорогостоящих автомобилей применяется повышающий коэффициент в размере:

  • 1,1 – для автомобилей стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более трех лет;
  • 2 – для автомобилей стоимостью от 5 до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более пяти лет;
  • 3 – для автомобилей стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, и стоимостью от 15 миллионов рублей с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Ежегодно Минпромторг определяет перечень автомобили, стоимость которых превышает 3 миллиона рублей, и публикует его на своем официальном сайте до 1 марта каждого года.

Перечень дорогостоящих автомобилей в 2020 году можно посмотреть по ссылке.

Льготы по налогу

Льготы по транспортному налогу устанавливаются региональными нормативными актами. В большинстве случаев от уплаты транспортного налога освобождены:

  • инвалиды I и II группы;
  • ветераны ВОВ;
  • Герои Советского Союза, Герои РФ, россияне, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • ветераны боевых действий;
  • один из родителей ребенка-инвалида.

Некоторые регионы предоставляют льготы и другим категориям людей:

  • одному из родителей многодетной семьи;
  • чернобыльцам;
  • людям, которые участвовали в ликвидации ядерных аварий или в испытаниях ядерного оружия.

Однако в каждом регионе действуют свои льготные категории налогоплательщиков. Более подробную информацию обо всех предоставляемых льготах можно узнать в местной инспекции ФНС.

Стоит отметить, что льготы вышеперечисленным категориям людей предоставляются только на 1 автомобиль, который выбирает сам плательщик. Для предоставления льготы необходимо написать в ФНС заявление о выбранном льготном объекте налогообложения и приложить документ, подтверждающий льготу.

Если льготник относится к нескольким категориям плательщиков, которые освобождаются от транспортного налога, он имеет право воспользоваться только одной льготой в отношении одного транспортного средства.

Некоторые регионы устанавливают критерии не только к плательщику налога, но и к транспортному средству. Например, в Москве льготу по транспортному налогу можно оформить только на автомобиль с мощностью двигателя не более 200 лошадиных сил. Исключением является только автомобиль, который принадлежит одному из родителей многодетной семьи (зато нет ограничений по мощности автомобиля).

Также власти Москвы освободили от уплаты транспортного налога собственников электромобилей.

Как рассчитывается размер транспортного налога

Собственник ТС самостоятельно не должен рассчитывать размер транспортного налога, это обязанность налоговой службы. Именно ФНС на основе данных, полученных от ГИБДД, рассчитывает размер налога и направляет уведомление о сумме транспортного налога и сроках его оплаты на адрес собственника транспортного средства.

Налоговое уведомление должно быть направлено не позднее, чем за 30 дней до срока уплаты налога, то есть до 1 ноября. Однако, чаще всего, налоговые извещения направляются на адреса плательщиков в августе-сентябре.

Сумма налога уплачивается в полных рублях. Если при расчете транспортного налога сумма получилась с копейками, то 50 копеек и более округляется до 1 рубля, а менее 50 копеек вообще не учитывается.

Стоит отметить, что в уведомлении на уплату транспортного налога расчет может быть произведен за период, не превышающий трех лет.

Плательщик имеет право проверить правильность расчета самостоятельно. Если специалисты ФНС допустили ошибку в расчете – например, не учли льготу или рассчитали налог по другой ставке, то плательщику нужно обратиться в ФНС с заявлением о перерасчете и документами, подтверждающими ошибку.

После исправления ошибки, специалисты ФНС направят собственнику транспортного средства новое налоговое уведомление с указанием исправленной суммы.

Проверить правильность исчисления транспортного налога можно с помощью онлайн-калькулятора, размещенного на сайте ФНС. Перед проведением расчета следует выбрать регион, в котором было зарегистрировано транспортное средство в правом нижнем углу.

Достаточно подробно расчёт размера уплачиваемого налога представлен в личном кабинете на сайте федеральной налоговой службы:

Выбрав свой автомобиль, можно детально увидеть параметры расчёта налога:

Сроки уплаты налога

Срок уплаты транспортного налога указан в пункте 1 статья 363 НК РФ. Собственники ТС обязаны уплатить налог не позднее 1 декабря года, следующего за годом расчета налога.

Если плательщик своевременно не оплатит налог, то на всю сумму неуплаченного налога ежедневно будут начисляться пени.

Проще всего оплатить налог будет на сайте госуслуг либо в личном кабинете на сайте ФНС:

Транспортный налог – 2021: отменят или нет

С середины лета в интернете периодически публикуется много информации о том, что транспортный налог будет отменен в 2021 году. И автовладельцы, читая такие статьи, вводят сами себя в заблуждение.

На самом деле в депутатом Госдумы А.В. Барышевым был внесен на рассмотрение законопроект №1010832, по которому предлагалось отменить транспортный налог, то есть исключить 28 главу из Налогового кодекса.

Но 14 сентября 2020 года законопроект был перенесен в архив в связи с отсутствием заключения Правительства РФ. То есть, проект закона отклонили, не пройдя даже первое чтение. Как следствие, транспортный налог в 2021 году не будет отменен.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/transportnyj-nalog-v-2021-godu-dlya-fizicheskih-lits-obekty-stavki-lgoty-osobennosti

Письмо Минфина России от 29 декабря 2016 г. N 03-05-06-04/78983 Об особенностях исчисления и уплаты транспортного налога

Особенности исчисления транспортного налога

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение о транспортном налоге, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.

Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Таким образом, физические лица, признаваемые налогоплательщиками транспортного налога, обязаны платить законно установленный главой 28 “Транспортный налог” Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог.

Кроме того, сообщается, что согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов.

Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Согласно пункту 1 статьи 53 Кодекса налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.

с. (до 110,33 кВт) включительно.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Таким образом, вопросы об установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 358 Кодекса объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, объектом налогообложения по транспортному налогу признаются не только легковые и грузовые автомобили, а также водные и воздушные транспортные средства.

Установленная в настоящее время налоговая база по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах (статьи 1 и 3 Кодекса).

Одновременно сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 N 307-ФЗ “О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” с 1 января 2011 года в связи с повышением акцизов на нефтепродукты в целях снижения нагрузки на владельцев автотранспортных средств уменьшены ставки транспортного налога в два раза.

Так, для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. до 250 л.с. (до 147,1 кВТ) налоговая ставка уменьшена с 15 до 7,5 рублей.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации следует, что, осуществляя налоговое регулирование и устанавливая в соответствии со статьями 72 (пункт “и” части 1), 75 (часть 3) и 76 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов, федеральный законодатель связан требованиями обеспечения конституционных принципов справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной степенью усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2007 N 372-О-П).

Минфин России напоминает, что вопрос об установлении размеров ставок транспортного налога находится в компетенции законодательных (представительных) органов регионов.

Объектом налогообложения признаются не только легковые и грузовые автомобили, а также водные и воздушные транспортные средства.

Установленная налоговая база в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71503498/

Особенности расчета и уплаты транспортного налога

Особенности исчисления транспортного налога

Транспортный налог, несмотря на кажущуюся простоту исчисления, имеет определенные сложности при расчете налоговой базы.

Проблемы возникают прежде всего с передачей транспортных средств в структурные подразделения и при отнесении к транспортным средствам машин и механизмов, которые, имея определенные технологические характеристики транспортного средства, таковыми фактически не являются.

Кроме того, автор рассмотрит в статье новеллы, которые связаны с расчетом налоговой базы по транспортному налогу, действующие с текущего года.

В статье автор рассмотрит новации в расчете налоговой базы по транспортному налогу, действующие с 2010 года, основными из которых являются дифференцированные ставки налога, применяемые в зависимости от экологического класса и года выпуска транспортного средства. Также в статье проанализированы практические вопросы, возникающие при исчислении налоговой базы по транспортному налогу.

Правовая специфика транспортного налога

Транспортный налог считается одним из наиболее простых налогов. Согласно ст. 258 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. К таким транспортным средствам относятся все транспортные средства, кроме гужевого транспорта и велосипедов.

Плательщиками транспортного налога признаются те лица (для данной статьи — юридические лица), на которых зарегистрированы транспортные средства, что подтверждается не только требованиями налогового законодательства, но и судебной практикой.

Судебно-арбитражная практика

Согласно постановлению ФАС МО от 09.10.2009 г. № КА-А40/10504-09 обязанность по уплате транспортного налога возлагается на собственника, а не на эксплуатанта транспортных средств. Наличие в регистрационных документах на транспортное средство кроме собственника еще и его эксплуатанта не может служить основанием для выполнения последним обязанности по уплате транспортного налога.

Этот вопрос особенно важен для тех организаций, которые передают транспортные средства в свои структурные подразделения, расположенные в одном с ним регионе, или передают их в лизинг. Особенно много противоречий вызывает передача транспортных средств в лизинг. Ряд организаций ошибочно трактует норму п.

2 ст. 20 Федерального закона РФ от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», согласно которому предметы лизинга регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.

И только на основании этого собственник транспортных средств перекладывает обязанность по уплате транспортного налога на лизингополучателя.

Это является нарушением налогового законодательства, так как не точно трактует норму законодательства, которое только разрешает лизингодателю поручить лизингополучателю оформить/поставить на учет предмет лизинга, то есть транспортное средство, на имя лизингодателя.

Налоговым периодом по транспортному налогу считается год, а отчетными периодами — первый—третий кварталы (ст. 260 НК РФ).

В случае если транспортное средство ставилось или снималось с учета в течение налогового периода, сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как соотношение числа полных месяцев, в течение которых зарегистрированное транспортное средство находилось в эксплуатации у организации-налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Следует помнить, что месяц регистрации и месяц снятия с учета принимаются за полный месяц.

Пример 1

У организации имелось транспортное средство, которое было приобретено, поставлено на учет и введено в эксплуатацию в апреле отчетного года. В декабре данное транспортное средство было снято с учета и продано. Мощность двигателя автомашины составляет 200 л.с., ставка налога — 10 руб./л.с.

Июнь и декабрь принимаются за полные месяцы, следовательно, данное автотранспортное средство находилось в собственности и эксплуатации 9 месяцев. Транспортный налог будет уплачиваться за 3 квартал и за год. Сумма налога, уплачиваемая за 2 квартал, составит: 200 л.с. х 10 руб. /3 = 666,7 руб. За третий квартал будет уплачена аналогичная сумма.

За налоговый период организация должна уплатить: 200 л.с. х 10 руб. х 9/12 — 1 333,4 руб. = 166,6 руб.

Организация-налогоплательщик независимо от типа и вида транспортного средства всегда исчисляет транспортный налог в соответствии с п. 2.1 ст. 362 НК РФ ежеквартально в размере 1/4 произведения налоговой ставки на налоговую базу.

Источник: https://delo-press.ru/journals/taxes/nalogovyy-uchet/35121-osobennosti-rascheta-i-uplaty-transportnogo-naloga/

Транспортный налог для физических лиц: ставка, расчет, оплата, сроки уплаты

Особенности исчисления транспортного налога

С понятием транспортного налога сталкиваются практически все владельцы транспортных средств. Но не все знают, кто должен оплачивать налог, в каком размере и в какие сроки. Мы поможет Вам разобраться в процедуре уплаты транспортного налога физ лицами, в особенностях его расчета, а также в специфике взыскания задолженности и сроках давности для ее взыскания.

Что такое транспортный налог и кто его платит

Основанием для начисления налога являются сведения, поступающие в ИФНС из ГИБДД. Такие данные поступают по запросам налоговиков, а также по инициативе госавтоинспекции в связи с регистрацией нового автомобиля, сделкой купли-продажи, снятием с учета по утилизации и пр.

Если и до тех пор, покамашина числится за гражданином (по данным ГИБДД),  обязанность по уплате налога будет за этим гражданином.

То есть, если:

  • автомобиль в угоне, налоговую следует уведомить об этом, представив документ об обращении в полицию;
  • если было продано авто, а покупатель по каким-то причинам его не перерегистрирует на себя, плательщиком налога остается прежний хозяин, в базе ГИБДД собственником числится он;
  • если автомобиль куплен в кредит, начисление налога начинается с даты регистрации ТС в ГИБДД.

Собственнику автомобиля не нужно ничего рассчитывать. Все расчеты производит налоговая инспекция и высылает налогоплательщику квитанцию на налог по адресу его регистрации. Уплата производится через год, к примеру:

  • за 2016 год до 1 декабря 2017 года
  • за 2017 год до 1 декабря 2018 года
  • за 2018 год до 1 декабря 2019 года и т.д.

В итоге, транспортным налогом считается платеж в бюджет на основании налогового уведомления. Этот платеж должен произвести владельце транспортного средства: автомобиля, мотоцикла, мотороллера и т.п.

Налог имеет обязательный характер.

Сам порядок уплаты прописан в налоговом законе, а муниципальные власти определяют размер налогоставки, повышающий коэффициент, а также условия и сумму льгот для автовладельцев.

Объект и налоговая база

Объект обложения – транспортные средства, в том числе наземные, водные и воздушные суда (как самоходные, так и прицепы). Физические лица чаще оплачивают сбор за мотоциклы, автобусы, автомобили, мотороллеры, квадроциклы и прочий транспорт личного пользования. Но не стоит забывать, что сбором также облагают владельцев катеров, мотосаней, моторных лодок и гидроциклов.

От налогооблагаемой базы зависит сумма платежа в бюджет. А размер базы определяется от вида транспорта.

  • Если средство оснащено двигателем, то базой для расчета является мощность (единица измерения – лошадиные силы).
  • Если воздушное или водное транспортное средство не имеет двигателя (например, плавучий кран, дебаркадер), то сбор связан с показателем валовой вместимости (единица измерения – регистровые тонны).
  • В исключительных случаях для расчета берется база в качестве единицы транспортного средства.

Плательщики

Лицо, который является плательщиком сбора, это собственник автомобиля (мотоцикла, лодки и т.п.). Именно тот, на кого оформлено транспортное средство согласно регистрационным учетам МВД.

Если авто в угоне

А имеется ли обязанность уплаты сбора в случае угона авто. Ведь остается только документальное право собственности на машину, а физически владелец не может ею распоряжаться.

Не производить выплату дозволено, когда есть документально подтвержден угон автомобиля. Такой документ выдает или полиция или следственный комитет, которые непосредственно занимается розыском машины и расследованием инцидента.

Постановления от этих структур нужно предоставить в ИФНС, чтобы с даты угона налог не исчислялся.

Если авто в ремонте или на штрафстояне, находится в гараже и не используется

Существуют причин по которым автомобиль владельцем не используется (наиболее распространенные примеры: машину отогнали на штрафстоянку, водителя лишили прав, транспорт на консервации в гараже или длительном ремонте).

Как быть с оплатой транспортного налога в этом случае? Логика проста: так как Вы по документам по-прежнему владелец авто, то и обязанность по его уплате остается не измененной.

Факт простоя автомобиля в данном случае никакого значения не имеет.

Льготники

Есть собственники транспортных средств, не обязанные оплачивать сбор в бюджет. Итак, Вы имеете полное право не платить сбор, если владеете:

  • весельной лодкой;
  • моторной лодкой (мощность до 5 лошадиных сил);
  • специальным легковым автомобилем для инвалидов;
  • трактором или комбайном.

В случае, если Вам поступило уведомление о необходимости уплаты сбора по данным транспортным средства, то Вы вправе его игнорировать. Этот документ ошибочный или неправомерный.

Также государством на региональном уровне предусмотрены льготы в уплате сбора отдельным социальными слоями населения. Как правило, освобождают от уплаты (или снижают ставку):

  • для пенсионеров (см. льгота по транспортному налогу для пенсионеров);
  • лиц предпенсионного возраста;
  • членов многодетных семей;
  • инвалидов;
  • ветеранов;
  • а также собственников маломощного транспорта.

Если льготник владеет двумя или тремя видами транспорта (например, машина и лодка), то освобождение от уплаты сбора он получит только по одному из них.

Как определить размер налога

Для определения суммы сбора, которую владелец транспорта обязан перечислить в бюджет, понадобятся знать базовые показатели. Это мощность двигателя и ставка сбора. С мощностью всё просто – ее значение указано в регистрационных документах на машину. Если в техпаспорте Вашего автомобиля мощность указана в кВт, то нужно перевести их в лошадиные силы (л/с). Для расчета используйте формулу:

М л/с = М кВт * 1,3596.

Налоговая ставка

Показатель ставки определяется в зависимости от вида транспорта (автомобили, автобусы, снегоходы, мотосани, яхты и т.п.) и от мощности двигателя. Налоговый закон определяет федеральную величину ставки. На 2019 год картина выглядит так:

А для мототехники:

Эти величины применяется в тех областях/краях/республиках, где на региональном уровне ставки не уточнены (но во всех регионах об этом позаботились). При этом у местных властей есть право корректировать ставку. Или увеличить или уменьшить ставку можно не более чем в 10 раз.

К примеру, ставка транспортного налога:

  • для жителей Ленинградской области, владеющих мотоциклами до 20 л/с, составляет 10 руб. на каждую лошадиную силу.
  • тот же показатель для жителей Ярославской области составляет 7,5 руб.

Также для вычисления суммы сбора Вам могут потребоваться дополнительные значения:

  • если собственность на машину оформлена Вами меньше года назад, то при расчете Вам нужно использовать показатель количества месяце владения;
  • в случае, если Вы являетесь обладателем дорогостоящего авто, то при расчете Вам также необходимо использовать повышающий коэффициент.

Роскошные авто

Для премиальных авто при исчислении налога применяется повышающий коэффициент. Он установлен в единой норме для всех регионов РФ. То есть местные власти могут корректировать ставку, а коэффициент для дорогостоящих машин не может разниться по регионам.

Величина коэффициента имеет 3 значения:

  • минимальный  “1.1” – под него попадают автомашины стоимостью от 3 до 5 млн. руб. и год изготовления которых не старше 3 лет;
  • средний “2” – автомашины стоимостью от 5 до 10 млн. руб. не старше 5 лет;
  • максимальный “3” – машина стоимостью 10-15 млн. руб. возрастом до 10 лет, либо цена выше 15 млн. и с даты изготовления не прошло 20 лет.

Еще два уточнения:

  • стоимость машин определяется Минпромторгом и официально публикуется в Интернете;
  • если авто будет старше заданного возраста, то налог переходит на обычное исчисление.

Формула для расчета и примеры

Располагая всеми вышеперечисленными показателями, Вы можете переходить непосредственно к процедуре расчета транспортного налога. Для этого необходимо использовать следующую формулу:

Н = СтН * НБ * (КолМВ / 12)

  • где Н – сумма перечисления в бюджет;
  • СтН – ставка налога;
  • НБ – мощность двигателя в (лошадиных силах);
  • КолМВ – время, которое Вы являетесь собственником авто (в месяцах).

Если Вы владеете дорогим авто (критерии причисления к данной группе описаны выше), то полученный результат (Н) нужно умножить на повышающий коэффициент, применимый для категории:

Н = СтН * НБ * (КолМВ / 12) * ПК

где ПК – коэффициент для роскошных авто.

Для того, чтобы разобраться в особенностях расчета сбора, используем наглядные примеры.

Пример 1

В марте 2018 житель Москвы Скуратов С.Д. приобрел Daewoo Lanos, который продал в августе 2018. В сентябре 2018 Скуратов купил Шевроле Нива. Мощность первого авто – 70 л/с, второго – 80 л/с.

Какую сумму Скуратов обязан перечислить в бюджет по итогам 2018 года? Для того, чтобы это определить, рассчитаем количество месяцев, в течение которых Скуратов был собственником каждой из машин. Daewoo Lanos владение 6 мес. (с апреля по август включительно), Шевроле Нива – 4 мес. (с сентября по декабрь включительно). Ставка в обоих случаях составляет 10 руб. за каждую лошадиную силу.

Расчет сбора будет выглядеть так:

  • За Daewoo Lanos нужно заплатить: Н = 10 * 70 * 6/12 = 350 руб.
  • Сбор за Шевроле Нива составит: Н = 10 * 80 * 4/12 = 267 руб.
  • Итого нужно перечислить: 267 + 350 = 617 руб.

Но так как Скуратов является жителем Москвы, то для него применима 100% льгота на авто мощностью до 70 л/с. Поэтому в местный бюджет Скуратов перечислит только 267 руб.

Пример 2

В апреле 2018 житель Тулы Марков С.Г. купил Mercedes G-350. Цена авто по договору купли продажи составила 6.830.000 руб. Автомобиль произведен в 2017 году. Мощность двигателя – 224 л/с.

За дорогостоящий автомобиль Марков заплатит: Н = 75 * 224 * 9/12 * 2 = 25.200 руб.
В Тульской области для авто с данной мощностью (224 л/с) применяется ставка 75.

Благодаря повышающему коэффициенту общая сумма была увеличена вдвое.

Пример 3

Житель Белгорода, пенсионер Игнатов К.С. приобрел мотоцикл Урал в июле 2018. На тот момент Игнатов уже владел автомобилем ВАЗ Largus. Мощность мотоцикла составляет 40 л/с, автомобиля – 105 л/с. Проведем расчет сбора в каждом случае:

  • За мотоцикл Игнатов должен заплатить: Н = 12,5 * 40 * 6/12 = 250 руб.
  • За автомобиль Игнатов должен заплатить: Н = 25 * 109 = 2.725 руб.
  • Общая сумма для перечисления в бюджет составляет 250 + 2.725 = 2.975 руб.

Игнатов пенсионер, то есть имеет право на получение льготы касательно мотоцикла. Она не распространяется на автомобиль, так как установлено ограничение в виде мощности транспортного средства (до 70 л/с). Таким образом, Игнатов оплатит 2.975 руб. (за ВАЗ Largus).

Расчет транспортного налога за неполный месяц владения

Источник: https://zen.yandex.ru/media/yavmashine/transportnyi-nalog-dlia-fizicheskih-lic-stavka-raschet-oplata-sroki-uplaty-5cb0d2c093828900b32eae36

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.