Мероприятие права и обязанности подростков

Содержание

Cценарий мероприятия Права, обязанности, ответственность подростков

Мероприятие права и обязанности подростков

Познавательная игра «Права, обязанности и ответственность подростка».

Цель: Формирование правовой культуры подростков.

Задачи:

Обучающие:

1. Углубить знания детей об основных правах ребенка.

2. Проследить взаимосвязь понятий: «право», «обязанность», «ответственность».

3. Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать, выделять главное, делать выводы.

2.Формировать навыки критичности мышления, независимости в суждениях.

3. Развивать память, внимание, наблюдательность.

Воспитательные:

1. Формировать уважительное отношение к своим правам и правам других людей.

2.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, осознанное отношение к выполнению обязанностей.

3. Развивать навык работы в команде, культуру делового этикета.

Оборудование:

Раздаточный материал (карточки, памятки, схемы)

Компьютерная презентация

Заготовки «Наш школьный дом»,

Задания для конкурсов

Ход мероприятия

Слайд 1:

“Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе» (золотое правило морали).

Ведущий: Ребята, начать нашу встречу мне хочется стихами 10-летнего мальчика из г. Старый Оскол Давыдова Димы:

«Право выбора»

В нашем мире существует множество слов.

Есть свобода и совесть, права и любовь,

Есть желанья и чувства, надежды, мечты,

За которыми можем мы долго идти.

Есть дела, за которые благодарят,

Есть поступки, которые душу щемят.

Есть дороги по всем направленьям судьбы

Лишь тебе выбирать, по какой пойдёшь ты!

Только помни всегда! Заучи наизусть-

«Мир открыт для добра и искренних чувств».

Ведущий: Как вы думаете, о чем эти стихи? Вспомните золотое правило морали! Сегодня мы будем учиться правовой культуре, говорить о ваших правах, обязанностях и ответственности за свои поступки, выясним, какая связь существует между этими понятиями.

Как вы считаете, зачем нужно говорить об этом? Важно ли это?

В игре принимают участие 3 команды: «Правоведы», «Правозащитники», «Правоохранители». За работой команд будет наблюдать профессиональное жюри, которое подведет итоги и в конце назовет лучших по итогам всех конкурсов. Состав жюри:

Слайд 2: «Права детей»

Ведущий: Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой, слабый не имел никаких прав. Прошло много времени когда люди поняли, что заступником слабых и обиженных может быть государство.

О правах человека стали задумываться еще в Древней Греции ( вспомните реформы Солона в Афинах), в Англии где в 1215 году появилась Великая Хартия Вольностей. Сегодня граждан нашей страны защищает и охраняет основной закон – Конституция РФ.

Но во все времена самыми незащищенными и бесправными всегда были дети. Почему именно дети?

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка

Слайд 3-4: «Декларация прав ребенка».

Слово Декларация имеет от лат. Происхождение (высказывание, провозглашение, объявление) – это рекомендации, которые не обязательны для исполнения (Работа с термином.)

Ведущий: В 1989 году была единогласно принята « Конвенция о правах ребенка».

Слайд 5: «Конвенция»

от лат. (договор) – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые подписали этот договор (работа с термином, карточку прикрепить на доску).

Слайд 6: «Конвенция о правах ребенка».

Этап 1: «Знатоки права».

Ведущий: Ребята, сейчас вам предстоит работа в командах. В течение
5 минут вы должны найти ответы на вопросы, которые перед вами. Вы можете пользоваться литературой, находящейся у вас на столе, распределить вопросы между членами команды.

Помните, что оцениваться будет правильность, выразительность и полнота ответа, командное участие.

Первая команда будет работать с термином «право», вторая – «обязанность», третья – «ответственность» (после выступления каждой команды показываются слайды с правильными ответами, карточки с терминами развешиваются на доску. Максимальное количество баллов – 5).

Вопросы 1 команды: 1. Что такое право? 2. Зачем нужны права человеку, ребенку? 3. Есть ли связь между правами человека и его возрастом (какая)?

Слайд 7: «Правоэто возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить и поддерживать необходимые условия своей жизнедеятельности» (работа с термином, карточку прикрепить на доску).

Вопросы 2 команды: 1. Что такое «Обязанность»? 2. Зачем человеку обязанности? 3. Существует ли связь между правами и обязанностями человека (какая)?

Слайд 8: «Обязанность – это то, что подлежит безусловному выполнению кем-либо (по общественным требованиям или по внутренним побуждениям) (работа с термином, карточку прикрепить на доску).

Вопросы 3 команде: 1. Что такое «ответственность»? 2. К каким видам ответственности может привлекаться несовершеннолетний подросток? С какого возраста они наступают?

Слайд 9: «Ответственность – неблагоприятные последствия, меры принуждения к тем, кто нарушает обязанности» (карточку на доску).

Слайд 10: «4 вида ответственности»

Слайд 11: «Уголовная ответственность»

Слайд 12: «Административная ответственность»

Слайд 13: «Гражданско-правовая ответственность»

Слайд 14: «Дисциплинарная ответственность».

Ведущий: Спасибо командам за выступление. Просим жюри оценить работу команд в первом конкурсе. А мы с вами заглянем в Устав нашей Школы.

Слайд 15: (За неисполнение обязанностей к обучающемуся могут применяться следующие меры: устное замечание, письменное замечание, выговор, строгий выговор, исключение.

За неоднократно совершенные грубые нарушения Устава Школы допускается исключение из Школы обучающегося, достигшего возраста 15 лет, если меры воспитательного характера не дали результата и его дальнейшее пребывание в Школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся и нарушает их права.

Администрация Школы в трехдневный срок информирует его родителей, которые в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его обучение в другом образовательном учреждении)

.

Ведущий: Ребята, а с какого возраста дети получают права? Пока жюри подсчитывает баллы, мы поиграем. Игра называется «Мои права сегодня». У вас на столах находятся памятки «Права, которые у меня есть». Они будут вам служить подсказкой.

Слайд 16: «Права, которые у меня есть».

А сейчас – внимание на экран. Перед вами будут появляться картинки, а вы должны будете узнать, о каком праве идет речь (слайды: показ картинок ситуаций – дети отгадывают).

Слайд 17: «Право на жизнь, свободу»

Слайд 18: «Право на имя, отчество и фамилию»

Слайд 19: «Право знать своих родителей, совместно с ними проживать.

Слайд 20: Право на заботу и воспитание»

Слайд 21: «Право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сёстрами»

Слайд 21: «Право на защиту от насилия и воспитание»

Слайд 22: «Право на общение с обоими родителями»

Слайд 23: «Право выражать своё мнение»

Слайд 24: «Право на личное имущество, на получение содержания от своих родителей»

Слайд 25: «Право на бесплатное среднее образование»

Слайд 26: «Право на игры, отдых и досуг»

Слайд 27: «Право на посильный труд»

Слайд 28: «Право на медицинское лечение»

Слайд 29: «Право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (для детей с ограниченными возможностями)»

Ведущий: Скоро вам исполнится 14 лет и круг ваших прав расширится. Посмотрим, какие права у вас скоро появятся.

Слайд 30: « Права 14-летних»

Вы сможете:

– Выбирать свое место жительства с согласия родителей

-Совершать любые сделки и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией (если есть)

-Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими

-Поступать на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей

– Обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге.

Ведущий: Слово для подведения итогов 1 конкурса предоставляется жюри.

Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте правилу «Вести себя следует так, чтобы не вредить другому человеку. Но в повседневной жизни у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности.

Слайд 31:Эдмунд Бёрк (английский политический деятель эпохи Просвещения): «Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях».

Этап 2: « Восстанови нарушенный порядок»

Слайд 32: «Восстанови нарушенный порядок»

Ведущий: Перед вами два конверта с надписью «Обязанности» и «Права». Внутри них находятся карточки, которые смешаны. Вы должны правильно разложить карточки в соответствующие конверты. Время выполнения – 2 минуты. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Пока жюри подсчитывает баллы, давайте вспомним, какие обязанности есть у учащихся нашей школы? Снова заглянем в Устав нашей Школы.

Слайд: 33: «Обучающиеся Школы обязаны»

А сейчас мы вместе попытаемся выбрать правила, которые подходят нашему классу. Внимание – на экран. Игра «ДА – НЕТ».

Слайд 34-35: «Правила нашего класса»

В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.

Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.

В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками

В классе должен быть главный, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

Все в классе все равны независимо от национальности, пола, убеждений.

Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.

Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.

Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.

Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

Внешний вид всегда должен быть аккуратным, соответствующим статусу ученика школы.

Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.

Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

Во время экскурсии можно шуметь и отвлекать других, мусорить в автобусе

Ведущий: Посмотрим, что же у нас получилось:

Слайд 36: «Правила поведения 6 «Г» класса»

Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.

Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.

Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу. Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.

Внешний вид всегда должен быть аккуратным, соответствующим статусу ученика школы.

Ведущий: А сейчас наше жюри подведет итоги 2 конкурса. Какая же команда лучше других «Восстановила нарушенный порядок». Слово жюри.

3 этап: «Вставьте недостающее слово по смыслу».

Слайд 37 «Вставьте недостающее слово».

Перед вами текст «Конвенции о правах ребенка». Вы должны вставить правильно слова, которые указаны ниже. За правильно вставленное слово – 2б. Время – 3 минуты.

Ведущий: Всегда ли вы выполняете свои обязанности? От чего это зависит? (от многих факторов: взаимоотношений с одноклассниками, воспитания, сознательности, ответственности и т.д).

Я предлагаю вам поиграть в игру «Строители» (на доске висит заготовка плаката «Наш школьный дом»). Мы с вами будем строить наш общий дом.

Из какого « материала» должны быть наши кирпичи? Какие человеческие качества необходимы чтобы наш дом был крепким? Начинаю я, а вы продолжите за мной… (все дети по очереди подписывают кирпичи). Молодцы, мы справились с заданием.

Теперь мы знаем, что нужно нам для того, чтобы наш дом был крепким, уютным и комфортным. Какая погода будет царить в нашем доме? Попрошу вас выбрать картинки, которые соответствуют вашему настроению сейчас, и прикрепить к нашему домику. (тучка, солнышко, капли дождя.

Ребята прикрепляют картинки к домику). Какой теплый, уютный, солнечный домик у нас получился. Всем спасибо. А сейчас самое интересное – подведение итогов и награждение победителей. Слово – жюри.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/65860-ccenarij-meroprijatija-prava-objazannosti-otv

Воспитательное мероприятие для подростков: Права и обязанности человека

Мероприятие права и обязанности подростков

Воспитательное занятие в школе “Мы – граждане России”

Цели занятия: 1. Познакомить детей с понятиями «гражданин», «свобода», «право», «обязанность». 2. Формирование представления о правах и обязанностях людей, единстве прав и обязанностей.

Форма занятия: диалог.

Ход занятия

«Быть человеком – значит чувствовать свою ответственность».

Сент- Экзюпери.


Организационная часть. Приветствие детей, настрой детей на работу.

Основная часть.

1. Беседа «Гражданин – кто это?» Жизнь человека можно сравнить с лестницей, по которой идёт восхождение от детства к зрелости. Привычные ступени – из года в год, от детства к школе, из класса в класс. Кажется , переходить с одной ступени на другую легко и естественно. Впитываешь новые впечатления, новые переживания, новые знания, новые мысли, новые влияния. Поднимаясь по ступенькам, с предыдущей на следующую, человек набирает человеческую высоту, подходит к рубежу, когда начинает осознавать своё собственное отношение к жизни, чтобы занять и отстаивать определённую позицию. Этот процесс настолько важен, настолько серьёзен и значителен, что его по праву называют вторым рождением – рождением гражданина. Слово «гражданин» в толковом словаре В.И. Даля трактуется так ; «гражданин – член общины или народа, состоящий под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство». Слово гражданин происходит от русского слова «горожанин», «городской житель».

Ещё гражданином называют человека, достигшего социальной зрелости. Что значит достичь социальной зрелости? (ответы детей).

Социальная зрелость – это процесс постепенного и разностороннего вовлечения в общественную жизнь. Для того чтобы достичь социальной зрелости, необходимо воспитывать в себе социальные качества, без которых не мыслим образованный, деятельный и развитой человек. Скажите, можно ли назвать социально зрелым человеком, который бы не признавал общественно установленных правил и законов? (ответ детей) Который отрицал бы нравственные нормы? (ответ детей) Который был безразличен к жизни страны? (ответ детей) Который бы не стремился идти в ногу со временем? (ответ детей). Безусловно, вы верно ответили на эти вопросы : нет, не может. Как вы думаете, с какого возраста человек становиться гражданином? (ответы детей). Если вы родились в России и ваши родители – граждане этой страны, то вы являетесь гражданами этой страны с рождения.

2. Знать права, не забывать об обязанностях.

В наше время гражданин, который принадлежит к постоянному населению государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности Права и обязанности закреплены в главном документе нашей страны. Как вы думаете, что это за документ? (предположения детей). Конечно же это Конституция РФ. Жизнь человека — не просто физическое существование. Конституция предусматривает, что государство обязано создавать для жизни человека благоприятные условия и охранять достоинство личности. Внесение в Конституцию такого морально-этического. фактора имеет тот практический смысл, что подчеркивает идею личности как высшей ценности в обществе. Права и обязанности всегда проявляются в коллективе, обществе, во взаимодействиях людей. Но не все взаимодействия людей становятся общественными. Они начинаются там, где какие –либо взаимодействия повторяются. Давайте рассмотрим и такие примеры. Вы попросили у товарища ручку, он дал её. Кто-то пригласил вас на футбольный матч. Кто – то не пришёл на ваше семейное торжество. Как вы думаете, что в них общего? (ответы детей)Общее в них – единичный, неповторяющийся характер. А теперь сравните другие примеры. Родители заботятся о своих детях, а дети уважают родителей и будут заботиться о них, когда станут взрослые. Народ становиться на защиту своей родина при нападении врага. Все граждане, достигшие совершеннолетия начинают самостоятельную трудовую жизнь. В этих примерах прослеживается повторяющийся характер взаимодействия. Их общество закрепляет, фиксирует: одни становятся обычаями, другие – законами, определяющие правила поведения. Все правила поведения делятся на категории. Первая категория вбирает всё то, что человек должен сам сделать для других – это его обязанности.. Вторая определяет, что другие должны сделать для него – это его права. Наши права и обязанности охватывают все сферы жизни людей.

Права делятся на:

– личные права: обеспечивают неприкосновенность личности и жилища, тайну переписки и личной жизни; право на защиту. – социальные права дают всем гражданам право на труд и отдых, право на материальное обеспечение в старости; право на бесплатное здравоохрание и образование; право иметь личную собственность и наследовать её. – политические и гражданские права гарантируют свободу слова и печати; право объединяться в общественные организации и союзы; право избираться и быть избранным.

Граждане РФ обязаны:

– соблюдать Конституцию РФ. – защищать отечество. – беречь памятники истории и культуры. – бережно относиться к природным богатствам. – платить законно установленные налоги и сборы.

3. Игра «Я имею право…».

Ребятам предлагается, передавая мяч по кругу закончить фразу «Я имею право…».

4. Быть гражданином значит быть свободным.

Нет такого народа, который бы не сражался за свободу – свободу от порабощения, от любого вида угнетения. Каждый из вас наверняка мечтает стать взрослым. Ведь взрослым можно делать всё, что захочется, полная свобода! Упражнение «Свобода – это…». Представьте, что вы выросли, стали совершеннолетними. Каким бы человеком вы себя чувствовали? (ответ детей). Конечно же свободным. Я вам приведу несколько мнений о том, что такое свобода, а вы выберете, то, что вам кажется правильным. Педагог раздаёт листки с высказываниями каждому на парту. Свобода – это возможность делать всё, что хочешь. Свобода – это независимость от кого –либо. Свобода – это отсутствие стеснений, ограничений. Свобода – это невседозволенность. Свобода – это возможность выбора. Дети выбирают свой вариант ответа, а затем объясняют почему? В толковом словаре русского языка слово свобода обозначает – своя воля, простор, возможность действовать по – своему; отсутствие стеснения, неволи, подчинения чужой воле, рабства.

В главном документе нашей страны – Конституции Российской Федерации описаны все свободы граждан России.

1. Право на свободу и личную неприкосновенность. 2. Свобода мысли и слова. 3. Свобода совести и вероисповедания. 4. Свобода передвижения и выбора места жительства. 5. Свобода совести и вероисповедания. 6. Свобода творчества и преподавания.

Работа в группах.

Мы сейчас разделимся на три группы. Каждая группа должна объяснить, как вы понимаете, наши свободы (каждая группа берёт по два пункта из вышеприведённых).

Обсуждение мнений детей.

Приобретая жизненный, опыт вы всё больше и больше будете понимать, что полной абсолютной свободы не бывает. Что касается, поведения, наших поступков и действий, то всегда имеются ограничения.

Заключительная часть.

Как видите, права, свободы и обязанности представляют собой монолитный сплав гуманных, справедливых, человеколюбивых начал. На них построено наше государство. Поэтому соблюдение законов, выполнение обязанностей надо понимать не только как следование юридическим, правовым нормам, нарушать которые – нарушать закон, но и как требования нашей нравственности.
Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию» Игра по русскому языку и литературе, 7-8 класс Сценарий внеклассного мероприятия для 7-8 классов Сценарий конкурсной программы по профориентации, 7-9 класс

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

День здоровья в школе. Сценарий

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog54485/vospitatelnoe-zanjatie-my-grazhdane-rosi.html

Тренинг «Права и обязанности подростков»

Мероприятие права и обязанности подростков

Тренинг «Права и обязанности подростков»

Цели:

  • Познакомить учащихся с основными положениями Всеобщей декларации прав человека, формировать ответственное отношение к процессу защиты своих прав; акцентировать внимание участников тренинга на понятии «обязанности» и «ответственности».
  • Развивать аналитическое и критическое мышление.
  • Воспитывать уважение к правам других.

Задачи:

  • Обобщить социально-правовой опыт учащихся.
  • Систематизировать представления учащихся в области права.
  • Заинтересовать детей изучением права.
  • Создать условия для самоанализа учащимися собственных поступков в ситуации выбора с учетом правовых норм.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

2. Знакомство.

Упражнение «Групповое интервью».

Учащиеся сидят в кругу. Используется мяч. Мяч бросают человеку, которому ставят вопрос. Ответив, участник бросает мяч и задает вопрос.

Вопросы:

«Любимое время года»,

«Чем любишь заниматься в свободное время?»,

«Любимая песня» и т.д.

После интервью – обсуждение.

Вопросы:

«Что нового мы узнали друг о друге»,

«Что вы ощущали во время этого упражнения».

3. Правила

На данном этапе необходимо повторить или выработать правила работы группы. (Обговаривается необходимость каждого правила).

Говорить по очереди.

Если хотите говорить – поднимайте руку.

Не шуметь.

Не критиковать.

Уважать мнения друг друга.

Быть открытым.

Активность.

Конфиденциальность.

Соблюдать правила.

4.Введение в тему.

Участники группы объединяются в 2 команды: «День» и «Ночь».

Задание: Составьте словосочетание со словом «право». Команда, составившая, больше всего словосочетаний и предложений выигрывает.

На доске написаны слова: ясность, четкость, стабильность, равенство,

выражение «Что наша жизнь – игра…».

На занятиях права вы познакомитесь с самыми важными правилами этой игры – законами. Именно закон отвечает этим требованиям (ясность, четкость, стабильность, равенство). Закон регулирует все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к разным неприятностям.

Как называется основной международный документ по правам человека? (Всеобщая декларация прав человека).

А обладают ли дети такими же правами и свободами, что и взрослые?

Необходим ли специальный документ по защите прав детей? Почему?

Такие документы существуют сегодня, это и есть тема нашего занятия.

(Сообщение темы занятия)

5. Упражнение «Ожидания»

На стиках – «листиках» участники группы должны записать свои ожидания от занятия и прикрепить их на «Дерево ожиданий».

6. Информационный этап.

Итак, мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав детей:

  1. Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей). Декларация (с лат. “провозглашение”);

  1. Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет). Конвенция (с лат. “соглашение”).

Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка.

Более 130 стран, включая Россию, приняли всю серьезность документа. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым документом является Конвенция.

Именно Конвенции мы уделим особое внимание на занятии.

Итак, Конвенция – очень серьезный документ, адресованный правительствам государств. Чтобы он не оказался слишком трудным, попробуем сами предугадать, что в нем может содержаться.

Прежде всего, выясним, кого в Конвенции признают ребенком? (Лицо от рождения до 18 лет).

(На доске ведущий-тренер схематично изображает ребенка).

Предлагаю определить, что необходимо ребенку для нормальной жизни, т. е. его потребности.

(Еда, друзья, школа, семья и т. д.).

Очевидно, что эти потребности перечислены в Конвенции как основные права детей.

Все права можно разделить на 3 группы:

  • Обеспечение (право на имя, гражданство, медицинский уход и т. д.).
  • Защита (от вовлечения в военные действия, экономической и других видов эксплуатации и т. д.).
  • Участие (свобода речи, мнений, религий, языка и т. д.)

Учащиеся объединяются в группы («Весна», «Зима», «Лето», «Осень»).

Для спора предлагаются следующие темы:

  • “В школе должно быть самоуправление учащихся”,
  • “Я имею право отстаивать свое мнение перед учителем на занятии”,
  • “Я имею право громко включать музыку в любое время суток”,
  • “Милиция не имеет права меня задерживать без предварительного уведомления родителей или педагогов”,
  • “Я имею право заниматься любой трудовой деятельностью, не смотря на имеющиеся у меня дефекты речи (диктором телевидения, певцом, адвокатом, авиадиспетчером, конферансье)”,
  • “Родители и педагоги не имеют права заставлять меня изучать те предметы, которые я не считаю важными для моей дальнейшей трудовой деятельности”

В группах присутствуют дети разного пола. Двое учеников из группы спорят, двое – наблюдают, затем участники меняются ролями.

Цель игры: не выиграть спор,а испытать чувство,когда кто-либо с тобой не согласен.

В конце игры обсуждаются чувства, которые возникли во время спора. Соблюдались ли правила спора?

Изменили ли вы ваше мнение во время спора?

Выводы:

  • Каждый имеет право на свое собственное мнение, но надо иметь в виду, что у каждого может быть своя точка зрения.
  • Умение отстоять свою точку зрения позволяет сделать свой собственный выбор в различных правовых ситуациях.
  • Умение отстаивать свою позицию в критических ситуациях при гражданских, уголовных и других прецедентах.
  • Отрабатывать навыки по аргументированной защите собственной позиции.

Тренер обязательно оценивает работу групп и коротко комментирует ответы.

6. Итог занятия.

  • Назовите основные международные документы по правам ребенка?
  • В чем разница Конвенции и Декларации?
  • Кого в Конвенции считают ребенком?
  • Назовите основные права, которые предусмотрены в Конвенции?
  • Что нового вы узнали сегодня на занятие?

7.Упражнение «Дерево ожиданий»

Если ожидания участников группы оправдались, сбылись, то они на «дерево» прикрепляют «яблоки» и комментируют свои действия.

Надеюсь, что вы всячески будете способствовать соблюдению прав детей. А на сегодняшнем занятии вы реализовали главное свое право – право знать о своих правах.

Источник: https://multiurok.ru/files/trening-prava-i-obiazannosti-podrostkov.html

Темы мероприятий по правовому воспитанию

Мероприятие права и обязанности подростков

Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные задачи правового воспитания в средней общеобразовательной школе.

Согласно Концепции модернизации образования, педагоги и организаторы в школе уделяют особое внимание понятиям «духовность», «правовое самосознание» и защите прав учащихся. Мероприятия по правовому воспитанию должны проводиться регулярно. При их планировании используется метод личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых форм.

Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе

Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.

? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности. 

Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.

В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:

  • классные руководители;
  • социальный педагог;
  • заместитель директора по внеклассной работе;
  • педагог-организатор.

Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.

Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:

  1. Конституции Российской Федерации;
  2. Закона РФ «Об образовании»;
  3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№120 от 02.06.1999г.;
  4. Конвенции ООН «О правах ребенка»;
  5. Семейного кодекса РФ;
  6. Уголовного кодекса РФ.

Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе

Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.

Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным , все еще «детским» языком.

Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.

В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.
  Понятие, методы и формы правового воспитания

Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).

Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.

Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы

Форма мероприятияТемы
Тематические классные часы1. «Чисто не там, где убирают» (экономия природных ресурсов: вода, электричество, топливо, продукты питания)
2. «Свой и чужой» (правила поведения на улице)
3. «Звонок в службы спасения» (телефоны экстренного реагирования)
4. «Права и обязанности школьника»
5. «Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет», «Один дома», «Все мы разные, но мы – одна семья!», «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей» (о воспитании личности в коллективе)
Дидактические и ролевые игры1. «Необычное школьное путешествие» (игровой практикум по правилам поведения в школе), понятие нормативно-правовых актов (беседы)
2. Деловая игра «Я и мои права» (знакомство с понятиями «гражданин«; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни)
3. Игра-викторина «Я имею право» ( Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Выставки1. Выставка рисунков ко дню защиты детей «Наши права в рисунках»
2. Конкурс плакатов «Вредным привычкам «нет»»
Родительский всеобуч1. «Как уберечь ребенка от насилия»
2. Свободное время ребенка
3. «Система работы школы по предупреждению правонарушений»

Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах

Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь.

Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя.

Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.

Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.

  Правовое воспитание в школе

Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:

  • Беседа;
  • Тематический классный час;
  • Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
  • Игры, конкурсы, викторины;
  • Экскурсии;
  • Выставки, наглядная агитация;
  • Встречи – лекции с представителями социальных структур;
  • Родительский всеобуч.

Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов

Форма мероприятияТема (задача)
Классные часы в средних классах1. «О вреде курения»,
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав»
3. «Предупреждён-значит вооружен»
4. «Законы жизни школьного коллектива»
5. «Что такое порядочность»
6. «Правила доверия»
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения»
8. «Я – гражданин России»
Классные часы в старших классах1. «Умей сказать «нет»
2. «Склонность или пагубная привычка?
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности»
4. «Что такое порядочность жизни»
5. «Что значит быть принципиальным»
6. «Что такое цель
7. «Свобода половых отношений»
8. «Любовь и дружба
9. «Закон о наркотиках»
10. «Мои права – мои обязанности»
11. «Как не стать жертвой преступления»
Конкурсы, викторины, игры1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей)
2. Ролевая игра «Мы и выборы»
3. Правовая игра «Я и мои права»
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат»
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка»
Наглядная агитация1. Стенд «Правовой уголок школьника»
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков».
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках»;
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!»
Родительские всеобучи1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД)
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы)
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах»
4. «Подросток и его профессиональные интересы»

Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»

Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.

В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:

  1. Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации);
  2. Ведение картотеки «трудных» подростков;
  3. Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних;
  4. Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов;
  5. Беседы и консультации с родителями;
  6. Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации;
  7. Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды;
  8. Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.

Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.

Источник: https://vospitanie.guru/pravovoe/meropriyatiya-po-pravu

Мероприятие для подростков СРЦН «Основные документы, регулирующие права и обязанности граждан»

Мероприятие права и обязанности подростков

Оксана Ивченко
Мероприятие для подростков СРЦН «Основные документы, регулирующие права и обязанности граждан»

Мероприятие по программе:

«Мы взрослеем»

«Основные документы, регулирующие права

и обязанности граждан»

Цели мероприятия:

*содействовать в ходе занятий формированию основных

мировоззренческих идей;

*обеспечить правовое воспитание воспитанников;

*воспитывать ответственность за свои поступки;

*формировать интерес к предмету, гражданскую позицию;

*воспитывать умение ориентироваться в общественно-политической жизни;

*обеспечивать патриотическое воспитание, воспитание ответственности за честь и человеческое достоинство;

*развивать интеллектуальные качества детей.

1 раздел. Основные понятия[/h4]

Мы все с вами существуем в правовом государстве. Что это значит?

Правовое государство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.

Основной закон нашего государства — это Конституция Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Кроме Конституции существуют и другие нормативные правовые документы, которые призваны вас охранять:

«Конвенция о правах ребенка»,

«Семейный кодекс Российской Федерации»,

«Гражданский кодекс Российской Федерации»,

«Трудовой кодекс Российской Федерации»,

«Уголовный кодекс Российской Федерации» и др. Ни один правовой документ, будь то федеральный закон или Указ Президента, не должны противоречить требованиям и нормам, отраженным в Конституции.

В России федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством от общего числа депутатов. До принятия закона существует законопроект, который обсуждается в трех так называемых чтениях и может быть многократно переработан. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации — большинством от общего числа членов.

Затем закон поступает на подпись Президенту. Если Президент подписывает закон, тот считается официально принятым, подлежит опубликованию и считается вступившим в действие с момента публикации. Президент вправе отклонить закон, наложив на него вето.

В случае отклонения закона Президентом, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают его.

Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

2 раздел. Права граждан

Основные права человека принадлежат ему от рождения, и их называют естественными, неотъемлемыми, неотчуждаемыми. Никто не может посягать на права человека — ни государство, ни общество, ни отдельные люди.

Права гражданина подразделяются на права человека и права гражданина.

Права могут подразделяться на гражданские (личные, политические, экономические, социальные, культурные.

Система прав человека и гражданина, закрепленная в Конституции РФ

Гражданские права могут быть названы исходными, т. е. такими, без признания которых вообще не имеет смысла говорить о правах человека. Это, прежде всего, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство.

Политические права обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны.

Экономические и социальные права ориентированы на благосостояние, социальную защиту, достойный уровень жизни. Каждый человек имеет право быть собственником, наследовать имущество. Он имеет право на труд, на образование, на жилище и медицинское обслуживание и другие социальные права.

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности: право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и др.

Каждый человек обладает правами, но он также обязан соблюдать права других людей. Иногда люди оказываются в таких ситуациях, в которых их права вступают в конфликт. Тебе уже известно, что конфликты возникают по разным причинам. Бывают и конфликты из-за нарушения прав.

Ваша свобода заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому. Она ограничена правами других людей.

Уважение прав других людей рождает чувство доверия к Вам и уважения Ваших прав.

Нет прав без обязанностей

Во Всеобщей декларации прав человека особо упомянуты обязанности гражданина перед обществом.

Обязанности без прав также невозможны. Свобода становится настоящей только тогда, когда она способствует установлению порядка.

советы, которые вам помогут облегчить переход из детства во взрослую жизнь:

1. Уважай родителей, старших, сверстников.

2. Добросовестно учись.

3. Не пропускай занятия без уважительной причины.

4. Соблюдай устав школы, общепринятые правила поведения в обществе.

5. Будь внимательным к окружающим тебя людям и доброжелательным в общении с ними.

6. Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.

7. Береги школьное имущество, имущество других людей.

8. Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуй в школьных мероприятиях.

9. Если потребуется твоя помощь — помоги. В следующий раз помогут тебе.

10. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

11. Взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки. Помня о своих правах, не забывай об обязанностях.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/meroprijatie-dlja-podrostkov-srcn-osnovnye-dokumenty-reguliruyuschie-prava-i-objazanosti-grazhdan.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.