Количество присяжных заседателей в суде

Содержание

Сколько присяжных заседателей в суде РФ в 2020 году: Какое количество должно быть в списке кандидатов согласно закону, порядок отбора

Количество присяжных заседателей в суде

По причине снижения явки по приглашению на должность присяжных заседателей на законодательном уровне проведена реформа судебной системы. Начиная с 2018 года, действует расширенный спектр обязанностей и прав членов коллегии. Дополнительно внесены правки об изменении количества представителей из народа – сколько присяжных заседателей в суде теперь зависит от инстанции.

Дела рассматриваемые судом присяжных и их количество.

Особенности составления и число граждан, которые могут включить в реестр претендентов в присяжные

Списки присяжных заседателей создаются на основании сведений об избирателях, сформированной на едином ресурсе ГАС «Выборы». Программное обеспечение в случайном порядке выбирает фамилии. После завершения обработки данных перечень кандидатов передают на региональный уровень с последующей публикацией в СМИ.

Согласно ст. №4 ФЗ №113 (в новой редакции 2020 г.) Высшая судебная инстанция по региону РФ один раз в 4 года проводит формирование запасных и основных перечней. Число физических лиц в реестрах устанавливается исполнительным органом или главой местного образования.

Основной

Количество присяжных заседателей в суде составляются методом случайного отбора. Минимум за 7 дней до подготовительного слушанья выбранным гражданам направляют приглашения. Если число откликнувшихся людей меньше необходимого, то проводится повторная выборка. То есть коллегия будет формироваться до тех пор, пока не наберется нужное количество заседателей.

На подготовительном слушанье происходит составление основного списка кандидатов. В данном процессе принимают участие председательствующий судья, адвокат и прокурор. Участники вправе отклонить по одному из претендентов, не обосновывая свой выбор. После утверждения основного реестра члены коллегии приносят присягу.

Посмотрите видео: “Присяжные заседатели теперь в городском и районных судах.”

Запасной

Численность граждан для запасных списков в претенденты на должность присяжных  составляет не больше 1/4 от общего реестра кандидатов, утвержденных на уровне субъекта РФ.

Ведомость формируется главой администрации населенного пункта или округа, в котором постоянно находится ведомство исполнительной власти.

В данный регистр зачисляют только тех людей, которые имеют постоянный адрес прописки по месту нахождения райсуда.

При проведении отбора претендентов для участия в разбирательстве уголовного дела необходимо обеспечить строгое соблюдение статьи №326 УПК Российской Федерации (с последними правками и дополнениями 2020 г.).

Основным критерием отбора является то, что физическое лицо не может участвовать в рамках 1 календарного года в нескольких судопроизводствах, невзирая на инстанцию.

Согласно действующему законодательству вызов в присяжные разрешен только один раз на время, не превышающее 10 рабочих суток.

Периодичность составления реестра кандидатов

Формировать списки претендентов в коллегию присяжных местный орган самоуправления может не чаще одного раза в 4 года. Это равноценно относится как к основному, так и запасному реестрам. Кроме того, составление общего перечня кандидатов наделено аналогичным правилом.

Критерии, предъявляемые к претендентам

На основании ст.3 ФЗ №113 выборка претендентов в заседатели должна соответствовать установленным в УПК России правилам.

Призываться для выполнения гражданского долга не могут следующие категории населения:

  • если лицо не входит в возрастную группу 25+ лет;
  • имеется незакрытая судимость, либо человек проходит по уголовному делу в качестве подозреваемого или обвиняемого;
  • присвоен статус «недееспособный»;
  • отклонения в психике – есть медицинское заключение;
  • наркологическая зависимость, подтвержденная справкой из диспансера;
  • наличие физиологических недостатков, которые могут помешать участию в судопроизводстве.

Основные принципы работы суда присяжных.

В момент утверждения списков эта информация по каждому участнику проверяется. Однако гражданин также вправе сделать самоотвод, в т. ч. немотивированный.

Процедура и время для формирования реестра кандидатов

Согласно ст.5 ФЗ №113 в период минимум за 3 мес. до завершения полномочий претендентов в коллегию заседателей председатели судебных органов должны представить обновленные списки.

К таким инстанциям относятся:

  • ВС России;
  • краевые органы;
  • областные муниципальные образования;
  • ведомства городов федерального значения;
  • автономной области и округов.

Потенциальных присяжных определяет программное обеспечение в случайном порядке автоматическим методом через систему ГАС «Выборы», решение о создании которой принято президентом в 1994 году согласно указу №1723.

В данный реестр внесены персональные сведения физических лиц, участвующих в избирательных кампаниях и референдумах. Исключение из списков присяжных в судах РФ осуществляется на основании ст. №3 ч. №2 действующего закона.

Порядок утверждения перечня членов коллегии исполнительным ведомством по региону РФ:

  1. Отправка уведомлений гражданам, зарегистрированных на территории субъекта нахождения судебной инстанции.
  2. В рамках четырнадцати календарных дней люди, фигурирующие в реестре, должны ознакомиться с приглашением.
  3. Рассмотрение ходатайств, поступающих от потенциальных претендентов.
  4. Проверка заявителей на соответствие критериям отбора.
  5. Внесение корректировок, устранение неточных данных о гражданах, включенных в общий реестр присяжных.
  6. Составление и утверждение ведомости членов коллегии.

Процедура и основания для удаления претендента из списков заседателей

На основании ст.7 Федерального нормативного акта №113 существуют критерии, по которым граждан вычеркивают из ранее составленных реестров народных судей. Высший исполнительный орган аннулирует право заседательства при рассмотрении уголовного дела.

Но такое происходит, если становятся известны следующие обстоятельства:

  1. Возникновение ситуации, предусмотренных в ст. №3 ч. №2 ФЗ №113.
  2. Человек самостоятельно направил официальное ходатайство о наличии обстоятельств, согласно которых он не может исполнять функцию заседателя в суде:
    • отсутствие навыков владения русским или другим языком, на котором осуществляется рассмотрение уголовного дела;
    • установление диагноза, препятствующего выполнению обязанностей – наличие подтверждающих бумаг (медицинская справка);
    • достижение 65-летнего возраста;
    • гражданин занимает государственный пост или выборную должность в муниципалитете;
    • военнослужащий;
    • увольнение со службы по контракту из ФСБ, охранного ведомства или внешней разведке, в т. ч. в рамках 5 лет со дня данного события.

Кроме указанных причин, претендент вправе подать заявление, если занимается воспитанием несовершеннолетнего ребенка до 3 лет. Самоотвод также допускается без указания мотива, но только при условии, что не давалась присяга.

Как сократился список присяжных

В 2016 году вступил в силу ФЗ №190, на основании которого ряд положений в различных правовых актах претерпели изменения. Обновления представлены в виде комплекса мероприятий, направленных на достижение компромисса между интересами государства и общественности. Одним из видов поправок, принятых 01.01.18 г., стало количество присяжных в суде.

Изменение состава претендентов в заседатели заключается в их сокращении. Районные инстанции и гарнизонные органы власти предполагают участие 6 человек. Чтобы сформировать коллегию в 2020 г. достаточно 12 представителей из народа. В вышестоящее ведомство призывать будут только 8 граждан при наличии минимум 14 кандидатов.

Ранее, до реформы 2016 г., в процессе рассмотрения уголовного дела предусматривалось 12 членов коллегии, которые формировались из 20 претендентов.

Особенности отбора

Процедура выборки претендентов подчинена строгим правилам, указанным в действующих законах России. Каждые четыре года утверждаются два перечня «соискателей» на должность народных судей. В этих реестрах состоят только те лица, которые соответствуют критериям отбора.

Автоматизированное ПО «Выборы» осуществляет в случайном порядке поиск претендентов в суд присяжных. Человек, попадая в такой перечень, в дальнейшем может быть вызван в ведомство для рассмотрения конкретного дела по статьям УК России. Если ранее количество устанавливалось на отметке 12, то с прошедшей реформой их состав претерпел изменения.

Формирование предварительного реестра присяжных

Секретарь или помощник судьи после назначения даты заседания будет определять претендентов в присяжные для рассмотрения конкретного уголовного дела. Установление личностей для общего и запасного реестра также осуществляется случайным отбором.

Помощник по судебному заседанию проводит проверку на соответствие кандидатов критериям, установленных в ФЗ №113. При выявлении обстоятельств, препятствующих выполнению гражданского долга, лицо вычеркивается из списка.

Утверждаются претенденты в члены коллегии согласно статье №326 УПК России.

Правила формирования присяжных заседателей:

  1. Не допускается вызов одного и того же гражданина для участия в разбирательстве уголовного дела больше 1 раза за 12 месяцев.
  2. После формирования списков претендентов в члены коллегии составляется реестр с указанием именного формуляра каждого кандидата. Дополнительно прописывается адрес регистрации. Утвержденный список подписывается помощником председательствующего судьи.
  3. Предварительный отбор позволяет отсеять граждан, которые не соответствуют критериям в присяжные заседатели. Перечень может дополняться при наличии официального заявления претендента о самоотводе.
  4. В рамках недели людям, прошедшим предварительный отбор, рассылается приглашение явиться на заседание. Указывается дата, время и место.

Количество присяжных в суде и формирование коллегии в зависимости от судебной инстанции

Как формируется суд присяжных.

Принятая в 2016 году, реформа сократила количество присяжных, как участников судопроизводства на областном уровне и приравненных к нему судах. Ранее в состав коллегии входило 12 членов, в 2020 г. фигурирует лишь 8 представителей из народа. Примечательно, что в райсудах и гарнизонных военных органа данный список урезан до 6 человек.

Однако обновления затронули не только количество заседателей, но и расширили подсудность рассматриваемых дел.

К уголовным процессам, для которых допускается инициация суда с присяжными, относятся следующие положения УК России:

  • ст. №105 часть №2;
  • статья №111 ч. №4;
  • ст. №228.1 ч. №5;
  • ст. №229.1 ч. №4;
  • ст. №227;
  • ст. №295;
  • ст. №317№
  • ст. №357.

Для данных уголовных дел предусмотрен отбор членов коллегии в составе 6 основных и 2 запасных. Судопроизводство осуществляется на районном и военном уровне.

В таблице приведены нормы и значения, на основании которых устанавливается, сколько должно быть присяжных заседателей в суде в зависимости от инстанции:

Таблица 1.

Название органаПримечаниеКол-во человек в коллегии
Областные и приравненные к ним судыРанее – 12 человек8 заседателей
Городские, районные и военные ведомстваДо принятия реформы 86 + 2 запасных
Вышестоящий органДо изменений 12 членов из 20 претендентовВыбирается 8 человек из не менее 14 кандидатов

В обязанности присяжных не входит рассмотрение уголовных дел, в которых фигурируют подсудимые, не достигшие совершеннолетнего возраста.

Члены коллегии вне судебного зала

Когда присяжные заседатели входят в состав суд, они автоматически получают статус неприкосновенности.

Однако уголовное судопроизводство, это не одно слушание по делу – как правило, рассмотрение затягивается на несколько месяцев, но нередко занимает и годы. Между заседаниями устанавливают перерыв от 2 недель до 3 мес.

В этот период судьи из народа продолжают работать по основному месту трудоустройства и ведут обычную жизнь.

Ещё на первом заседании граждане дали присягу, поэтому им запрещено разглашать сведения об обстоятельствах по уголовному делу. Ограничение касается не только посторонних лиц, но и членов их семьей. Кроме того, представители коллеги не вправе собирать информацию вне слушания либо высказывать свое мнение за пределами совещательной комнаты. Если становится известным о нарушении присяги, то вынесенный вердикт могут аннулировать. В остальных действиях присяжные не ограничены и имеют полную свободу.

Вместе с тем члены коллегии являются простыми людьми, у которых есть свои слабости, страха и мечты. Поэтому не существует гарантии, что их не подкупят во время судопроизводства или за пределами совещательной комнаты. Кроме финансового вознаграждения, на гражданина могут давить морально или физически. В таких ситуациях необходимо обращаться в правоохранительные органы для получения защиты.

По информации на 2020 г. включению в реестр присяжных заседателей подлежит свыше 5 млн. человек. Сведения из судебного департамента подтверждают, что порядка 16 субъектов Российской Федерации запросили дополнительное финансирование на формирование списков.

ВС РФ дал разъяснение, что для каждого органа будут составляться отдельные перечни кандидатов. Состав для верховного ведомства – 14 претендентов и минимум 12 для районных и гарнизонных органов исполнительной власти.

В этот количество включены основные и запасные реестры.

Посмотрите видео: “Оправдана дважды по одному делу судом присяжных.”

Источник: https://MoiPrava.pro/sud/sudoproizvodstvo/skolko-prisyazhnyh-v-sude

Как работают суды с участием присяжных заседателей, сколько им платят, и кто может ими быть

Количество присяжных заседателей в суде

Добрый день!

Сегодня мы поговорим про Суд присяжных. Это институт судебной системы, состоящий из коллегии присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы права. Суд присяжных рассматривает уголовные дела по обвинениям, как правило, в тяжких преступлениях в первой инстанции.

Данный институт права регламентирован Федеральным законом от 20.08.2004 N 113-ФЗ “О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации”.

Статья 1 Данного закона:

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее – присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах (далее – суды), за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации.

Кто может быть отобран в присяжные.

Списки потенциальных кандидатов в присяжные заседатели формируются раз в четыре года на основании списков, которые были составлены для участия в выборах.

Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования, и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, списки которых публикуются в муниципальной газете. Когда подсудимый заявляет о желании, чтобы его дело рассматривали присяжные, кандидаты выбираются из этого списка. По закону это должно происходить путём случайной выборки. Для каждого процесса отбирается примерно от 20 до 40 человек, которые должны прийти на собеседование.

Требования, предъявляемые к присяжным заседателям.

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Может ли присяжный отказаться от участия в процессе.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей.

Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом (статья 2 указанного закона). Принуждать к участию в судебном процессе кандидатов не будут.

Но уважительные причины для отказа предъявить попросят. Это могут быть, например, состояние здоровья, семейные проблемы или религиозные убеждения.

Кто может быть исключен из списков кандидатов в присяжные заседатели

Граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, исключаются из указанных списков исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим;

д.1) гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны или органов внешней разведки, – в течение пяти лет со дня увольнения;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом – в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения;

е.1) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

е.2) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, указанных в подпункте “е.1” настоящего пункта, – в течение пяти лет со дня увольнения;

ж) священнослужителем.

Платят ли присяжным заседателям.

В соответствии со статьей 11 указанного закона присяжным заседателям положено материальное обеспечение.

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

На какие вопросы должны ответить присяжные

В соответствии со статьей 339 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по каждому из деяний, в совершении которых обвиняется подсудимый, ставятся три основных вопроса:

1) доказано ли, что деяние имело место;

2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

В вопросном листе возможна также постановка одного основного вопроса о виновности подсудимого, являющегося соединением вопросов, указанных выше вопросов.

После основного вопроса о виновности подсудимого могут ставиться частные вопросы о таких обстоятельствах, которые влияют на степень виновности либо изменяют ее характер, влекут за собой освобождение подсудимого от ответственности.

В необходимых случаях отдельно ставятся также вопросы о степени осуществления преступного намерения, причинах, в силу которых деяние не было доведено до конца, степени и характере соучастия каждого из подсудимых в совершении преступления.

Допустимы вопросы, позволяющие установить виновность подсудимого в совершении менее тяжкого преступления, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cf50f7df228d400afdcac59/kak-rabotaiut-sudy-s-uchastiem-prisiajnyh-zasedatelei-skolko-im-platiat-i-kto-mojet-imi-byt-5d1f0b2110143000b5637373

Реформа суда присяжных. Изменения, которые вступят в силу с 1 июня 2018 года

Количество присяжных заседателей в суде

Денис Погуляев

Председатель коллегии адвокатов “Мистюков, Погуляев, Ванатский” (адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В России к компетенции суда присяжных отнесено небольшое количество преступлений, из-за чего большинство обвиняемых не могут рассчитывать на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей (п. 2 ч. 2 ст.

30 Уголовно-процессуального кодекса).

Сама процедура судебного разбирательства такова, что председательствующий (профессиональный) судья имеет столь значительное влияние на ход процесса, что это может существенно отражаться на итоговом мнении присяжных.

Даже при всех имеющихся проблемах суд присяжных иногда является единственным шансом на справедливый приговор. По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации процент оправдательных приговоров снижается: 0,54% в 2014 году, 0,43% в 2015 году и 0,36% в 2016 году. Как видно из данных: общество нуждается в развитии независимого суда присяжных.

23 июня 2016 года принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ “О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей”. Эти изменения представляют собой компромисс между государственными и общественными интересами. Часть из них вступила в действие, но основные изменения ждут нас 1 июня 2018 года.

Законодатель расширил перечень составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей и отнес рассмотрение дел с участием присяжных заседателей к компетенции районных судов и гарнизонных военных судов (на одну ступень судебной системы ниже, чем до изменений) по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1-2 ст. 105, ч. 4 ст.

111 и ст.277, ст. 295, ст. 317 и ст. 357 Уголовного кодекса. Эти изменения формально призваны расширить применение института суда присяжных заседателей. При этом стоит обратить внимание на то, что новые составы, по которым обвиняемый может избрать суд присяжных, в основном весьма экзотические: ст.

277 УК РФ (“Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля”), ст. 295 УК РФ (“Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование”), ст. 317 УК РФ (“Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа”), ст. 357 (“Геноцид”). Пожалуй, преступления по ч. 1-2 ст. 105 УК РФ (“Убийство”) и ч. 4 ст.

111 (“Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью”) будут чаще остальных рассматриваться в суде присяжных.

Как и ранее, после вступления в силу указанных изменений суд присяжных останется недоступным для основной массы обвиняемых. Его компетенция не распространяется на кражи, мошенничество, преступления при осуществлении предпринимательской деятельности.

Еще одно изменение – это сокращение кандидатов в присяжные и сокращение непосредственно количества присяжных. В районных и гарнизонных судах коллегия присяжных будет состоять из 6 человек.

Для ее формирования достаточно 12 кандидатов. В вышестоящем суде коллегия присяжных заседателей будет состоять из 8 человек при не менее 14 кандидатах.

До изменений закон предусматривает 12 членов коллегии из не менее чем 20 кандидатов.

Относительно сокращения численности коллегии присяжных заседателей есть свои “за” и “против”. На практике период формирования коллегии присяжных заседателей может затянуться на срок более года. Все это время подсудимые будут находиться под стражей.

Формально, у суда нет обязанности изменить меру пресечения на не связанную с изоляцией от общества из-за того, что не получается собрать коллегию присяжных. С этой точки зрения уменьшение числа присяжных является положительным фактором, так как будет способствовать более быстрому формированию коллегии.

Представляется, что законодательное сокращение коллегии присяжных – это ненадлежащий способ достижения цели. По сути, государство констатирует, что не может создать правовую среду, в которой кандидаты в присяжные не будут уклоняться от явки в суд.

Вместо того, чтобы решать вопрос с систематическими неявками кандидатов в присяжные, законодатель сократил численность коллегии присяжных. Соответственно, с сокращением числа присяжных возрастает риск неправомерного влияния на вердикт. Очевидно, что на 6 или 8 человек повлиять легче, чем на 12.

При этом данное изменение проводится ввиду того, что собрать 12 присяжных дорого, но закон, как уже отмечалось, предусматривает, что дела с участием присяжных будут рассматриваться в районных и гарнизонных военных судах. Эти суды не приспособлены для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей.

Потребуется масштабная закупка соответствующей мебели для размещения коллегий, расширение залов и проведение дополнительного обучения. Поэтому, довод о необходимости сокращения количества присяжных из-за дороговизны формирования коллегии, выглядит надуманным.

Изменения не коснулись самого главного – процесса доказывания. По-прежнему, присяжных будут удалять в совещательную комнату каждый раз при обсуждении процессуальных вопросов, в том числе ходатайств о приобщении или исключении доказательств.

Практикующие адвокаты сталкиваются с проблемой, состоящей в том, что именно профессиональный судья решает какие доказательства будут представлены присяжным, и присяжные даже не знают о тех доводах о недействительности доказательств, которые приводит сторона защиты.

Существующий порядок позволяет профессиональному судье так “отфильтровать” доказательства, что у присяжных формируется мнение о виновности подсудимого. Многие специалисты считают, что присяжные должны присутствовать при обсуждении относимости и допустимости доказательств.

Анализ перспектив применения нововведений на практике показывает, что изменения коснутся преимущественно организационных аспектов работы судов, но не приведут к значительному улучшению ситуации с защитой прав и свобод граждан.

Реформа должна продолжаться и двигаться в направлении увеличения составов преступлений, рассматриваемых судом присяжных, большей открытости процесса для присяжных и реальной, а не мнимой состязательности обвинения и защиты.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/pogulyaev/1156054/

Кто такие присяжные

Количество присяжных заседателей в суде

Почти любого гражданина России могут вызвать в суд в качестве присяжного заседателя.

В статье я расскажу, кто такие присяжные, можно ли отказаться от этой роли и как заработать, выполняя свой гражданский долг.

Прежде чем человек явится в суд в качестве присяжного заседателя, ему должны прийти два письма: письмо-уведомление и письмо с приглашением стать присяжным заседателем. Отвечать на эти письма не нужно.

В списке кандидат находится 4 года. Через 4 года он может оказаться в еще одном списке.

Если человек получит уведомление и решит стать присяжным, ему больше ничего не нужно предпринимать. Суд при необходимости сам свяжется с кандидатом — пришлет письменное приглашение по почте.

В разных субъектах РФ уведомления могут отличаться — единого образца нет, но содержание идентично

Приглашение составляется в свободной форме, с официальными реквизитами суда.

По распоряжению судьи его помощник и секретарь судебного заседания в случайном порядке отбирают из списка кандидатов несколько человек, которым направляют приглашения. Закон не устанавливает, скольким людям нужно разослать письма, чтобы собрать коллегию присяжных заседателей, — это решает сам суд.

Опираются, например, на то, в какое время года нужно собрать коллегию и есть ли в ближайшее время какие-то праздники.

Например, 1 сентября сложнее собрать присяжных — многие из них ведут в школу детей. Если суд не соберет нужное количество лиц с первого раза, он будет направлять приглашения снова и снова, пока не соберет коллегию.

В приглашении стать присяжным заседателем указано имя кандидата, место и время, когда нужно явиться в суд, а также перечень документов, которые необходимо взять с собой. Подтверждать явку не нужно.

Кандидату нужно явиться в назначенный суд в указанную дату и время. При входе граждан будет встречать судебный пристав. Он попросит предъявить паспорт и приглашение и отведет к залу заседания.

Каждого кандидата судья инструктирует, произносит вступительное слово: зачем его вызвали, для какого дела, какие задачи перед ним стоят и сколько примерно продлится разбирательство.

Присяжным не выдают специальных удостоверений. Если нужно подтвердить свой статус, судья выдаст справку.

Стандартное приглашение присяжного заседателя в суд. Отвечать на него не нужно, достаточно просто явиться

Проверка присяжных и их отвод.

Когда коллегия присяжных формируется, стороны защиты и обвинения вправе задавать вопросы.

Так они выясняют, нет ли обстоятельств, из-за которых кандидат не может быть присяжным, и могут заявить ему отвод — отстранить от участия в процессе.

Чтобы отвод осуществился, он должен быть мотивированным и судья должен его принять. Например, подсудимый совершил покушение на жизнь общественного деятеля, а кандидат в присяжные — член политической партии или профсоюза.

Стороны и суд могут усомниться в беспристрастности кандидата, так как он сам — общественный деятель. Или подсудимый обвиняется в совершении экологической катастрофы, а кандидат в присяжные — член общества защиты природы.

В этом случае тоже есть сомнения в объективности кандидата.

После того как кандидат в присяжные заседатели получит уведомление, он может написать заявление об исключении его из списка кандидатов в администрацию города. Его можно отнести в администрацию лично или отправить почтой по адресу из уведомления.

У кандидата должны быть уважительные причины, которые препятствуют участию в процессе.

Из списка кандидатов в присяжные исключают госслужащих, военнослужащих, нотариусов, адвокатов, священнослужителей, лиц старше 65 лет или просто лиц, которые не могут выполнять обязанности присяжного по состоянию здоровья.

Кроме того, можно заявить самоотвод, когда суд будет формировать коллегию присяжных. Председательствующий судья может исключить из присяжных:

  1. Лиц старше 60 лет.
  2. Тех, у кого есть ребенок младше трех лет.
  3. Работающих в месте, где день пропуска нанесет вред государственным или общественным интересам.
  4. Лиц, чьи религиозные убеждения несовместимы с участием в судебном процессе.

Заседание с участием присяжных похоже на стандартное: есть один судья, сторона защиты и обвинения, но еще есть 6 или 8 присяжных — в зависимости от суда.

Далее присяжных собирают в зале заседания. До вынесения вердикта они будут собираться только там. Присяжные сидят и слушают доводы сторон, а также изучают доказательства, которые им показывают стороны: начиная от дневника подсудимого, заканчивая гильзой патрона.

особенность такого заседания в том, что стороны защиты и обвинения стараются своими доводами убедить не судью, а присяжных. Судья только руководит процессом и следит за соблюдением всех формальностей.

Стороны стараются воздействовать на эмоции заседателей, сводят к минимуму юридическую терминологию и пытаются своим выступлением расположить коллегию присяжных к своей позиции.

От решения присяжных будет зависеть, осудят подсудимого или нет.

Верховный суд часто отправляет на повторное рассмотрение дела, где присяжные вынесли решение на эмоциях. Вот три примера.

Проректор одного из вузов был обвинен в убийстве ректора. Адвокаты давили на присяжных и рассказывали им, что вся правоохранительная система желает наказать невиновное лицо любым способом. Подсудимого оправдали. Однако Верховный суд решил, что такое давление на присяжных недопустимо, и направил дело на новое рассмотрение.

В другой раз присяжные рассматривали дело целой банды. В процессе прокурору не давали предъявлять некоторые доказательства, а многие присяжные скрыли от суда информацию о своей судимости. Присяжные вынесли оправдательный вердикт. Верховный суд счел его сомнительным и направил дело на новое рассмотрение.

Третья история такая: двух мужчин судили по подозрению в убийстве. В процессе сторона защиты доводила до присяжных лишнюю информацию, говорила о незаконности всех доказательств следствия, а один из присяжных был ранее судим. Присяжные вынесли оправдательный вердикт. Верховный суд решил, что присяжные заседатели были необъективны, и направил дело на новое рассмотрение.

При этом присяжные не могут отлучаться из зала судебного заседания во время слушания и высказывать свое мнение до вынесения вердикта. Если один из них захочет выйти в уборную, судья объявит перерыв и приостановит процесс, потому что даже без одного присяжного дело рассматривать нельзя.

Перед входом в совещательную комнату заседателям говорят, что они будут там делать. Задавать вопросы председательствующему судье больше нельзя — присяжные должны исходить из информации, которую получили во время процесса.

Совещание и ание присяжных — тайное, то есть все суждения, которые присяжные высказали в совещательной комнате, должны остаться в ней.

Если присяжные заседатели решат, что подсудимый невиновен, судья не вправе назначать ему наказание. То же самое будет, если присяжные ответят «нет» на два других вопроса.

Если присяжные признают подсудимого виновным, размер и вид наказания будет определять судья. Именно от судьи зависит, отправится подсудимый в колонию или наказание ограничится обязательными работами.

Уголовный процесс состоит не из одного заседания и может длиться год и больше. Обычно между заседаниями есть перерывы в несколько недель или даже месяцев. В это время присяжные заседатели могут работать и заниматься своими делами.

Однако присяжным запрещено делиться информацией об обстоятельствах дела с кем-либо в обычной жизни, собирать какие-либо сведения вне заседания, высказывать свое мнение по процессу за его рамками и нарушать тайну совещательной комнаты. Если угрозы жизни и здоровью нет, за присяжным никто не следит. Но если выяснится, что тайна совещательной комнаты была нарушена, приговор могут отменить. В остальном присяжные заседатели свободны в своих действиях.

Присяжные — обычные люди, со своими страхами и слабостями. Нет гарантии, что их не смогут подкупить за пределами процесса. Например, в 2005 году коллегия присяжных оправдала подозреваемых в организации преступного сообщества Игоря Поддубного и Евгения Бабкова.

По протесту прокуратуры Верховный суд отменил приговор. Прокуратуре показалось подозрительным, что, когда подсудимые были оправданы, их адвокат Виктор Паршуткин пригласил присяжных в ресторан. В итоге Паршуткина признали виновным по ст. 294 ч.

 1 уголовного кодекса «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производства предварительного расследования».

Во время процесса присяжный заседатель неприкосновенен от любого противоправного воздействия, трудовых обязанностей и какого бы то ни было давления.

По этой же причине в России нет судебной практики по делам об убийстве или причинении вреда присяжным.

Зарплата сохраняется и выплачивается из средств федерального бюджета. Причем размер заработной платы может быть сколь угодно высоким. Закон не устанавливает ограничения — государство заплатит. Для этого нужно будет предоставить в суд справку 2-НДФЛ.

Все эти гарантии могут быть, только если присяжный в обычной жизни работает по трудовому договору. Если человек самозанятый или работает по гражданско-правовому договору, гарантии на него не распространяются.

Если начался конфликт с работодателем по поводу выполнения обязанностей присяжного заседателя, достаточно указать на статью 170 трудового кодекса.

В ней закреплена неприкосновенность работника и обязанность работодателя освободить его от работы на время заседаний.

Также можно напомнить работодателю, что заработная плата работника-присяжного выплачивается из бюджета государства — денежная нагрузка на работодателя уменьшится.

В некоторых субъектах РФ присяжным дарят справочные материалы. Например, в Брянской области прокуратура выдает каждому присяжному информационные буклеты, в которых перечислены все трудовые гарантии.

Справочная информация о статусе присяжного заседателя от прокуратуры Брянской области, 2017 год
Присяжные заседатели получают компенсации и вознаграждение за свою деятельность.

Вознаграждение. Для официально работающих присяжных заседателей вознаграждением считается зарплата, которую сохраняет государство. А если присяжный не работает или работает неофициально, то за каждый день рассмотрения дела в составе коллегии присяжных он все равно получит деньги.

По закону неработающие присяжные заседатели получают 50% от должностного оклада судьи суда, где рассматривается дело, пропорционально количеству дней судебного разбирательства. То есть размер выплаты зависит от двух критериев:

  1. Размер оклада судьи того суда, где рассматривается дело.
  2. Количество дней, которое потребуется для разрешения дела.

Для расчета вознаграждения не работающего официально присяжного нужно разделить оклад судьи на 2 (50%) и 22 (количество рабочих дней в месяце). То есть за каждый день работы присяжным заседателем можно получать 488—561 Р. Длительность процесса всегда разная: минимум 10 дней, а может быть несколько месяцев. Для неработающего человека процесс можно считать в какой-то степени подработкой.

Расходы на проживание. Если суд находится далеко, присяжных обеспечивают жильем в гостинице. Окружные военные суды могут формировать коллегию присяжных из нескольких субъектов РФ.

Это значит, что, например, жители Воронежа, Владимира, Смоленска и иных регионов могут отправиться в Москву как присяжные заседатели.

Им оплатят гостиницу, все транспортные расходы, выплатят денежное вознаграждение или зарплату с сохранением рабочего места. Такой своеобразный отпуск.

  1. Присяжным быть не обязательно — можно отказаться по уважительным причинам или просто не явиться в суд.
  2. На время осуществления обязанностей присяжного заседателя рабочее место и зарплата сохраняются, а трудовой стаж продолжает накапливаться.
  3. Присяжные неприкосновенны: на них распространяются гарантии защиты жизни и здоровья судьи.
  4. Присяжных обеспечивают жильем и компенсируют транспортные расходы.
  5. Вознаграждение неработающим присяжным — 488—561 Р в день.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/juror/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.